- •Введение
- •Глава 1. Понятие юридической аргументации
- •§ 1.1. Основные подходы к исследованию и пониманию юридической аргументации в зарубежной и отечественной научной мысли
- •§ 1.2. Терминосистема юридической аргументации
- •§ 1.3. Понятие аргументации
- •1. Аргументация-деятельность.
- •2. Аргументация – способ рассуждения.
- •3. Аргументация-обоснование.
- •5. Аргументация-процесс.
- •§ 1.4. Правовая природа юридической аргументации
- •Глава 2. Состав юридической аргументации
- •§ 2.1. Понятие состава юридической аргументации
- •§ 2.2. Участники юридической аргументации
- •§ 2.3. Объект юридической аргументации
- •§ 2.4. Предмет юридической аргументации
- •§ 2.5. Мотивы юридической аргументации
- •§ 2.6. Цели юридической аргументации
- •§ 2.7. Средства юридической аргументации
- •§ 2.8. Содержание юридической аргументации
- •§ 2.9. Структура юридической аргументации
- •§ 2.10. Результат юридической аргументации
- •Каргин Константин Васильевич Понятие и элементы юридической аргументации Монография
- •603134, Г. Н. Новгород, ул. Костина, 2 «б»
Глава 2. Состав юридической аргументации
§ 2.1. Понятие состава юридической аргументации
В философии считается, что познать целое – значит познать его части. По мнению А. Г. Спиркина, целое не сводится к простой сумме составляющих его частей. Оно объединяет элементы, охватывает их и наделяет новыми интегративными свойствами1.
Частью является материальное образование, входящее в состав (выделено мной – К. К.) другого материального образования и выступающее в качестве момента его содержания и формы. Части испытывают на себе воздействие целого, в состав которого они входят. Элемент – это относительно устойчивая, качественно определенная реальность, находящаяся во взаимосвязи с другими относительно устойчивыми, качественно определенными реальностями и образующая вместе с ними целостную систему. Различие понятий части и элемента заключается в том, что первое обозначает и компоненты, образующие целое, и их взаимодействие между собой, и свойственные им отношения и связи, второе же применимо лишь к компонентам, находящимся в определенной взаимосвязи и образующим в результате этого целостную систему. Понятие «часть» является более общим, чем понятие «элемент»2.
В теории права многие юридические явления познаются в том числе через изучение их элементов. Однако стоит отметить, что большинство из них являются не материальными, а идеальными явлениями – конструкциями. К ним относится и юридическая аргументация. Считаем возможным адаптировать сложившиеся в философии представления о целом и его элементах к исследованию этого сложного правового феномена. Но прежде хотелось бы проанализировать то, какие явления правовой действительности уже изучены в юридической науке с данных позиций, какая терминология при этом используется.
В общей теории права с позиций целого изучены система права3, система законодательства4, правовая система5, правовое отношение и его содержание6, фактические составы применительно к юридическим фактам7, правонарушение и его состав8, содержание юридической деятельности9 и т. д. Как мы видим, целое в данных случаях обозначается через термины «система», «содержание», «состав».
Система – определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь; форма организации чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей1. Не только любая материальная система, но и любая идеальная система обязательно имеет и содержание, и форму. Для системы характерны: расчлененность на отдельные, относительно самостоятельные элементы, определенный тип их взаимосвязи и целостность2. Именно внутренние связи системы, ее организация, структура являются основными системообразующими факторами3.
Содержание – совокупность элементов предмета и процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих предмет элементов между собой и с внешней средой, определяющих их совместное существование как целого4.
Состав – совокупность предметов, частей, образующих какое-нибудь целое5. Состав – совокупность людей, предметов, образующих целое; вещество из смеси чего-нибудь. Составить – собрав, соединив, объединив что-нибудь, образовать какое-нибудь целое6.
Как отмечает В. Н. Карташов, подавляющее большинство отечественных и зарубежных авторов пишут о составе (совокупности элементов) правовой системы общества, забывая о связях, которые обусловливают органическую целостность7. В связи с этим он предлагает говорить о структуре правовой системы общества.
Анализируя данное высказывание, хотелось бы обратить внимание на то, что сам термин «система» указывает на наличие связей между элементами. Как писал В. Н. Садовский, в системе заданы связи, существующие между элементами системы8. Таким образом, соотнося понятия «система» и «состав», мы приходим к выводу о важном отличительном признаке системы – наличии связей между элементами. Система может характеризоваться своим составом – совокупностью элементов. Что же касается состава, то он может восприниматься как система при условии выявления взаимосвязей между его элементами.
Относительно же понятия «структура» хотелось бы отметить следующее. Структура – это строение, внутреннее устройство9. Как полагает А. Г. Спиркин, структура – это не только способ расположения элементов объекта в пространстве10. Тем не менее структура отражает именно строение какого-либо предмета, расположение его частей. К примеру, в структуре нормы права отражается не просто наличие элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, но и их расположение. Что же касается юридической аргументации, то для нее также характерна структура.
С позиции соотношения понятий «содержание» и «состав», Е. Ю. Жарова считает, что содержание может выступать составляющим элементом какого-либо состава11. При исследовании такого явления, как правовая программа, она выделяет в ее составе следующие элементы: участников правовой программы, ее объект и содержание12. При этом автором не отрицается и системность правовой программы.
Аналогичной точки зрения придерживается и В. В. Лазарев. В состав правоприменительного акта он включает субъекта акта, адресата акта, объект акта и содержание акта (выделено мной – К. К.)1.
По мнению И. А. Закирова, необходимо разграничивать такие понятия, как «состав правовой экспертизы» и «содержание правовой экспертизы». Состав правовой экспертизы включает: объекты, предметы, субъекта, методы и средства правовой экспертизы, содержание правовой экспертизы и ее результат. Содержание правовой экспертизы будет характеризовать внутреннюю сторону самой деятельности, ее суть и включать совокупность операций, осуществляемых в рамках конкретного специального исследования2.
В юридической науке изучены и иные составы. В теории права особое внимание уделяется составу правоотношения, составу правонарушения, фактическому составу. В отраслевых юридических науках изучены их разновидности, например, состав преступления3, состав административного проступка4 и т. д.
Элементами правоотношения в традиционной теории права признаются субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения5. Данный подход встречается и в работах дореволюционных юристов6.
Л. И. Спиридонов пишет: «Правоотношение имеет сложный состав. Его элементами, во-первых, являются субъекты, т. е. участники. Во-вторых, у правоотношения есть содержание, и, в-третьих, объект, на который оно направлено. Совокупность этих элементов теория и называет составом правоотношения»7.
А. В. Поляков считает, что к этим трем элементам следует добавить форму правового отношения. При этом под содержанием правоотношения он понимает само поведение участников правового отношения, реализующих свои права и исполняющих правовые обязанности8. Следовательно, содержание правоотношения в авторском восприятии – это лишь элемент некоего целого, а именно правоотношения.
Состав правонарушения, по мнению А. Ф. Черданцева, – это идеальная структура правонарушения, показывающая, из каких частей, элементов оно складывается9. В составе правонарушения, как и в составе преступления или проступка, выделяются четыре элемента: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона10.
Несколько слов хотелось бы сказать и о фактическом составе. В. Б. Исаков понимает под ним совокупность (точнее, систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий – возникновения, изменения и прекращения правоотношения. От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. Способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы1.
Поддерживая точку зрения тех ученых, кто выступает за рассмотрение содержания в качестве элемента состава того или иного юридического явления, хотелось бы обратить внимание еще на одну позицию.
В. Н. Карташов полагает, что конституирующими элементами внешней стороны содержания юридической деятельности являются: объекты, субъекты и участники юридической деятельности, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий2. Аналогичной точки зрения придерживается В. П. Беляев, но допуская терминологическую погрешность, ибо говорит о субъектах и результате юридической деятельности как об элементах содержания юридической деятельности, а о действиях и операциях – как об элементах структуры юридической деятельности3.
Как нам кажется, в содержательном плане деятельность включает только действия и операции – акты поведения определенных лиц. Именно они отражают содержание деятельности, характеризуя ее не как искусственную конструкцию, а как явление реальности. В данной связи применительно к юридической аргументации считаем, что необходимо разграничивать понятия «состав юридической аргументации» и «содержание юридической аргументации». При этом содержание юридической аргументации будет являться одним из элементов ее состава – идеального образа, модели, отражающей взаимосвязь разноплановых элементов юридической аргументации, взятых в единстве.
В теории права искусственно созданные объекты – модели, идеальные образы, объединяющие или сводящие воедино элементы какого-либо правового явления, носят название юридических конструкций.
Юридические конструкции – это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению. Если в понятии объединяются однородные явления, предметы действия, их результаты по многим присущим им существенным признакам, то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления. Непременным атрибутом юридической конструкции является наличие в ней разнородных элементов (частей)4.
Анализируя состав правовой экспертизы, И. А. Закиров понимает под разноплановыми элементами такие составные части целого, каждая из которых характеризуется присущими ей признаками, не свойственными для иных элементов целого, – содержанием, своим объемом, но функционирующие в интересах целого5.
Применительно к аргументации, ее элементы в рамках различных составов, выделяются представителями науки. Аристотель относил к элементам убеждающего процесса: 1) аргументатора; 2) адресата; 3) предмет аргументации; 4) фактические данные – базис аргументации; 5) логику; 6) неаргументативное сопровождение процесса убеждения1.
По мнению А. С. Александрова, аргументационная ситуация в суде включает в себя: 1) аргументатора; 2) доказываемый им тезис; 3) средства аргументации; 4) закон; 5) аудиторию; 6) оппонента и его дело и прочие элементы2.
На наш взгляд, в качестве разнородных (разноплановых) элементов юридической аргументации выступают: 1) участники; 2) объект; 3) предмет; 4) мотив; 5) цель; 6) средства; 7) содержание; 8) структура и 9) результат.
Аналогичный состав элементов выделяется и для других видов юридической деятельности. Е. В. Березовская пишет об юридическом толковании как о познавательной юридической деятельности. В рамках толкования автором выделяются объект и предмет, метод, цель, субъекты, система приемов и способов, структура, а также результат толкования3.
Для чего необходимо формирование юридических конструкций, в том числе конструкции «состав юридической аргументации»? Исследование понятия не позволяет детально исследовать юридическую аргументацию как некий сложный правовой феномен, раскрыть ее особенности. В противовес этому изучение состава юридической аргументации дает возможность теоретически осмыслить разнородные явления – элементы, связи, существующие между ними, дабы составить более точное представление об изучаемом феномене, избежать по возможности появления теоретических ошибок в исследовании. Следовательно, рассмотрение конструкции состава юридической аргументации является еще и важным познавательным приемом.
Итак, состав юридической аргументации – это юридическая конструкция, представляющая собой идеальный образ, отражающий взаимосвязь разнородных элементов юридической аргументации, характеризующих ее как сложное целостное явление.
Остановимся более подробно на исследовании разнородных элементов юридической аргументации.
