Слайд 11
Завещание могло строиться так, что имущество завещалось определенному наследнику, но он обязывался указанную в завещании вещь или обозначенную часть наследства передать другому лицу. Такое завещательное распоряжение называлось легатом (legatum) – завещательным отказом. Получатель легата именовался легатарий.
В качестве легатов могли выступать вещи как телесные, так и бестелесные, например, долг. Легатарий не становился наследником, а приобретал право требовать выдела легата от наследника, им обремененного. Легатарий вправе был требовать от наследника денежной компенсации в случае, если на отказанную наследодателем вещь он уже приобрел право собственности, например, купил.
Условие о легате включалось в завещание, а впоследствии допускалось его отдельное оформление в так называемом кодицилле.
Если легатарий от легата отказывался, соответствующее имущество оставалось у наследника, обремененного легатом. В случае же, когда от обремененного легатом наследства отказывался наследник, легатарий все равно мог получить причитавшееся ему предоставление за счет наследственного имущества.
Объектом легата могли быть заложенные вещи. В подобной ситуации наследник был обязан выкупить отказанную вещь, за исключением тех случаев, когда это не представляется возможным.
Оставлять легат можно было только тем лицам, которые имели завещательную правоспособность (пассивную). Легаты носили сугубо личный характер, поэтому, как правило, по наследству они не могли переходить.
Наследодатель имел полную свободу в назначении завещательных отказов при условии, что в виде легата оставлено не более трех четвертых от всего имущества наследодателя, в любом случае к наследнику должно было отойти не менее одной четвертой (так называемая Фальцидиева четверть). Кроме того, он мог пересмотреть свое решение и лишить лицо на получение легата: «Отнятие легатов действительно в том случае, если они отнимаются в том же самом завещании или кодициллах».
Слайд 12
Фидеикомисс (fideicommissum) – неформальные устные или письменные просьбы умирающего к наследнику с тем, чтобы он исполнил что-либо в пользу третьего лица или лиц.
Следует особо подчеркнуть, что распоряжение по случаю предоставления фидеикомисса не имело юридической силы. В случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения к наследнику нельзя было вчинить иск. Поэтому его выполнение было делом совести, чести (fidei + committo поручение совести) наследника.
В классический период начинается процесс сближения фидеикомиссов с легатами. Начало было положено императором Августом, который в особых случаях приказал «консулам принуждать таких лиц (наследников) к выполнению возложенного на них поручения.
Дальнейшее развитие привело к тому, что юридический статус фидеикомисса был приравнен к легату, что и было закреплено в Институциях Юстиниана: «Мы нашли приравнять все легаты к фидеикомиссам, а именно уничтожить всякое между ними различие, перенеся, с одной стороны, на легаты все свойства фидекомиссов, а с другой, придав фидеикомиссам все преимущества, которые заключались в легатах».
Завещатель не был связан составленным завещанием и мог отменить его в любое время.
В период действия доклассического и классического права для этого необходимо было совершить акт такой же по форме, как и ранее составленное завещание, но с противоположным содержанием (contrarius actus), например, объявить о новом решении в куриатных комициях, перед строем и т. п.
В послеклассический период положение существенно упростилось. Наследодатель мог теперь составить новое завещание, и это автоматически приводило к утрате юридической силы ранее составленного завещания по правилу: testamentum posterior derogat testamenti priori (позднее завещание отменяет предыдущее).
