Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Timoshevskaja_UMK_po_Istorii_gosudarstva_i_prav...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
500.16 Кб
Скачать

Раздел III. История государства и права Нового времени

Тема 9. Возникновение и развитие буржуазного государства в Западной Европе

План

  1. Основные этапы английской буржуазной революции.

Формирование «Вестминстерской модели» конституционной монархии.

  1. Предпосылки Великой французской революции. Формирование республиканской системы управления. Государственный строй Второй республики.

  2. Третья республика во Франции. Конституция1875 г.

  3. Падение Священной Римской империи германской нации. Объединительный процесс в Германии (1806 – 1871 гг.)

  4. Конституция Германской империи 1871 г.

1. Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была революция, проходившая под "религиозным знаменем", так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев". Историю английской буржуазной революции принято делить на пять этапов: 1) Конституционный этап (1640 - 1642); 2)Первая гражданская война (1642 - 1646); 3) Вторая гражданская война (1646 - 1649); 4)Индепендентская республика (1649-1653); 5)Протекторат О.Кромвеля(1653-1658). Конечным этапом этой революции можно назвать восстановление монархии. Процесс формирования конституционной монархии в Англии, с характерными чертами ответственности правительства перед парламентом, вотумом недоверия и контрмерой против него — роспуском палаты общин, с партийной принадлежностью премьер-министра, чле­нов кабинета министров и пр., растянулся на длитель­ное время и в основных чертах завершился лишь в XVIII в. в результате принятия Трехгодичного акта 1694 г., Акта о должностях 1707 г., (отменившего зап­рет для министров занимать место в палате общин) и др., а также в результате утверждения ряда конституционных обыкновений (или конституционных соглаше­ний): о неприменении королем права абсолютного вето на законы, принятые английским парламентом (1707 г.); о формировании правительства партией, по­лучившей большинство мест на выборах в Палату об­щин; об объявлении парламентом вотума недоверия правительству (впервые вынесенного в 1782 г.); о формальном праве короля, а фактически правительства, распускать Палату общин с назначением новых выбо­ров (с 1784 г.) и др. Вме­сте с постепенным ограничением своих обязанностей в силу тех или иных исторических обстоятельств король лишался и своих важнейших государственных прерога­тив. Таким образом, на протяжении XVII—XVIII вв. происходило создание английской конституционной монархии (Вестминстерской модели)

2. Революция 1789—1794 гг. по существу была неизбеж­ной. Абсолютная монархия не смогла предот­вратить неуклонно нараставший экономический, социаль­ный и политический кризис. Главной помехой на пути даль­нейшего развития Франции стала именно абсолютная мо­нархия. Она давно уже перестала выражать общенациональ­ные интересы, и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые моно­полии и другие атрибуты феодализма. В последней трети XVIII в. более очевидно проявился антинародный и застойный характер абсолютизма. Он осо­бенно ярко проявился в финансовой политике королевского правительства. Несмотря на постоянный рост налогов и иных побо­ров, взимаемых с третьего сословия, королевская казна все­гда была пуста, а государственный долг вырос до астроно­мических размеров. Таким образом, Французская революция XVIII в. вы­зревала и протекала в принципиально иных условиях, не­жели это имело место в предшествующих революциях. Кон­фронтация народных масс, во главе которых стояли пред­ставители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и с господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это было в Англии. Созданная в соответ­ствии с Конституцией 1791 г. система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантирован­ной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с переменами и не остав­ляли планов реставрации старых порядков. В этой ситуации возникло и стало быстро на­растать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархи­ческой Европы, готовили заговор против нового порядка. Слухи о заговоре короля были использованы вождями якобинцев, выступавшими за даль­нейшее развитие революции. По призыву Коммуны и Якобин­ского клуба населе­ние Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, ко­торое привело к свержению королевской власти. Револю­ция вступила во второй этап, с дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов. В Законодательном собрании жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали времен­ное правительство. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент. В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республи­канскому строю во Франции. Этим же декретом подтвер­ждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции. В декабре 1792 г. Конвент под влиянием политических эмоций вынес смертный приговор королю Людовику XVI.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей (ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом президенту республики. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими пол­номочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией. Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было пре­дусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата, и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы. Конституция предусматривала учреждение Государст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исхо­дящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т.е. функции административной юстиции. Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

3. В 1875 г. Учредительное соб­рание приняло конституцию Третьей республики, где простым упоминанием "президента Республики" санкционировался и утверждался республиканский строй. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреж­дений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными вла­стями. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, осно­ванная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учреди­тельное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось соз­дать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имею­щий право переизбрания президент Республики наделял­ся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законо­дательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламен­та, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Пре­зидент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои действия прези­дент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров. Влияние консерваторов нашло свое отражение и в организации законодательной власти. Последняя осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата де­путатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правитель­ства. Лишь финансовые законы должны были в первую оче­редь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого был более консервативным, роль тор­моза на пути радикального законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизнен­ных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой вой­ны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, име­нуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально раз­работан. В конституции закреплялся ин­ститут парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к Президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, поль­зующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

4."Священная римская империя германской нации" лишь формально представляла собой единое государство, включая в XVIII в.: владения императора, 7 курфюршеств, 300 владений князей, епископов, аббатов, вольные горо­да. Падение «Священной римской империи германской на­ции», существовавшая более 800 лет, распалась в результате победоносных наполеонов­ских войн. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или объединились, или вошли в крупные мо­нархии. В 1806 г 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в "Рейнский союз", впослед­ствии их число увеличилось. "Рейнский союз" формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета. Наполеон являлся протек­тором союза. Протектор обеспечивал безопасность "Рейнского союза", ему было поручено ведение внешних дел, право объявления войны и мира от имени союза, высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз, по существу, стал французским протекторатом. В 1806 г. было объявлено о прекращении существования "Священной римской империи" (когда государства "Рейнского союза" объявили о своем выходе из нее). Император Франц II Габсбург отказался от германской короны. Союзный акт 1815 г., стал основой для создания нового немецкого государственного объединения — Германского союза. Он ознаменовал следующий этап в процессе объединения германских государств. Германский союз представлял собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления, кроме единственного — Союзного сейма, со­стоящего из чиновников, назначаемых правительствами союзных государств. Эти представители не имели самостоятельных полномочий и действовали только с согласия своих правительств. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство – Австрию и Пруссию, и 35 суверенных монархий (коро­левств, княжеств, герцогств) и 4 вольных города (республики), а в 1866 г. (ко времени роспуска), – 35 государств. Между ними не существовало ни крепких экономических свя­зей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб. Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нем провозглашалось равенство всех участников. Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму от­ношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.

В 1866 г. был упразд­нен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южнонемецких государств, всего 28. В 1867 г. была принята конституция Северо-Герман­ского союза, согласно которой президенту Союза передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Общесоюзный рейхстаг создавался на основе всеобщего избирательного права, ему принадлежало право вотирования налогов. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию в союзе, передав прус­скому королю должность президента. Ему же подчинялся союзный канцлер. Канцлер Северо-Германского союза Бисмарк сумел спровоцировать Наполеона III на объявление войны Пруссии, что превратило ее в державу, подвергшуюся нападению. Таким образом Бисмарк добился того, что война приняла для Пруссии оборонительный характер, а это было необходимо ему для получения помощи со стороны немецких государств. Вся Германия сплотилась вокруг Пруссии. Благодаря почти всенародной поддержке война для Северо-Германского союза была победоносной и скорой. Северо-Германский союз в 1871 г. присоединил к себе еще ряд южнонемецких территорий (Эльзас и Лотарингию) и получил ог­ромную контрибуцию в 5 млрд. франков. В дни войны завершилось объединение Германии. Так на­зываемые "оборонительные договоры" Северо-Германского союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен - Дармштадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Прус­сии был провозглашен германским императором под име­нем Вильгельма I.

5. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Она в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Гер­манского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами. Конституция закрепила своеобразную форму германской федерации, получившую название "союза нерав­ных". "Союзный совет" (Bundesrat) должен был защищать интересы субъектов федерации. Но не соответствовал своему назначению из-за неравного представительства государств. Так, Пруссии было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест. Хотя в федерацию входило 25 субъектов (22 монархии и 3 вольных города). Федерация Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: ко­ролей, князей, герцогов. Особое место Пруссии в Германской империи определя­лось и тем, что германским импера­тором (кайзером) мог быть только прус­ский король. Должность имперского канцлера (рейхсканцлер) традиционно заме­щал министр-президент Пруссии, и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. — Отто фон Бисмарк. Канцлер был и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета. Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство". На исполнительную власть по Конститу­ции фактически не возлагалось никакой ответственности. Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объ­явлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Бундесрат (Союзный совет), верхняя палата парламента, обладал правом законодательной инициативы. Ему были предоставлены и значительные полномочия в сфере исполнительной власти. Бундесрат наделялся функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось для принятия вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к выполнению своих конституционных обязанностей при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактически полномочия Бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в откровенно унитарное государство. Рейхстаг, нижняя палата, в отличие от Бундесрата олицетворял народное представительство объединенной Германии. Рейхстаг обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Конституционный механизм Германской империи соз­давался для наиболее эффективного решения под руковод­ством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Кон­ституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закреп­ляются всеобщая воинская обязанность, требование немедленного введения по всей империи прусского во­енного законодательства и подготовки всеобщего имперско­го военного закона с целью создания единой германской армии и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]