Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Timoshevskaja_UMK_po_Istorii_gosudarstva_i_prav...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
500.16 Кб
Скачать

Тема 6. Право в странах средневековой Европы

План

  1. Основные черты феодального права. Рецепция римского права.

  2. Общая характеристика Салической правды (начало VI в.).

  3. Основные источники французского феодального права.

  4. Формирование английского «общего права» и «права справедливости».

  5. Источники и система германского феодального права. Саксонское зерцало XIII в.

  6. Общая характеристика и источники права Византии в IV—VII вв. Эклога VIII в.

1. Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить основные черты феодального права:

1.Основное место в феодаль­ном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. 2.Феодаль­ное право закрепляло господство привилеги­рованных сословий - дворянства и духовенства, т.н. «право-привилегия». 3.В феодаль­ном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное, церковное, городское право и т.д. 4.Огромное влияние на феодаль­ное право оказали церковные нормы, которые нередко сами превращались в нормы права (каноническое право). 5.Партикуляризм – господство правовых систем, основанных на местных обычаях и отсутствие единого права на всей территории государства. 6.Особое развитие получило городское право. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде. В некоторых городах Совет постановлял записать право для сведения собственных граждан. Записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. 7. «Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов – комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIIIв. Юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.

2. Салическая правда является одной из самых древних, так как была составлена на рубеже V – VI вв. в период правления короля Хлодвига (481 – 511 гг.). Она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии, а также написанные позже Пролог и Эпилог. В Прологе излагается легенда о создании Салического закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседаниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом отдельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов – «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «авторитетом закона». В отличие от Пролога различные версии Эпилога имели официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных этапах формирования всего Салического закона путем добавления тех или иных титулов различными королями франков. Салическая правда является основным источником раннего германского права. На нее не оказали особого воздействия нормы римского права. Нормы Правды распространялись только на население франкского происхождения, в то время как большинство жителей королевства составляли галло-римляне, отношения которых регулировались варваризированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха 506 г. Это значит, что нормы Правды имели не территориальный, а персональный характер. Салическая правда свидетельствует о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского общества. Так, среди франков сохранялись обычаи жертвоприношения. Напр., за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного. Языческими представлениям франков можно объяснить и обилие символических процедур и ритуалов, сопровождавших правовой быт франков на протяжении всей жизни. Напр., символический ритуал описывается в титуле LX «О желающем отказаться от родства». Нормы представлены в Правде в форме конкретных юридических казусов, исключающих абстрактные определения. Большинство положений Правды посвящены охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «свиным кодексом», что, в частности, указывает на преимущественно аграрный характер традиционного франкского общества. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место.

3.Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право. С ростом городов, увеличением численности их населения, с раз­витием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север — страной обыч­ного права. Начиная с XIII в. со стороны юристов-практиков стали пред­приниматься попытки определенной систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Так, около 1255 г. был составлен «Большой сборник обычаев Нормандии»; в 1273 г. кутюмы Анжу, Оверни и Орлеана и были собраны в сборник, получивший название «Учреждения Святого Людо­вика», куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался сборник «Кутюмы Бовези» (1282), составленный Бомануаром, считав­шимся первым теоретиком французского права. В 1389 г. появляется «Большой сборник обычаев Франции». Но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания. В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвер­жденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значе­нием пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны. С усилением централизации и королевской власти возросло значе­ние королевских ордонансов. На развитие французского феодального права известное влияние оказало канони­ческое (церковное) право, которое содержало ряд положений, оказавших влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. В XVI в. была завершена систематизация кутюмного права; сборники кутюмов, санкционированные королевской властью, получили силу законов. Так было прекращено самостоятельное существование обычного права. Но по-прежнему сохранялась множественность сборников кутюмного права, среди которых парижские кутюмы пользовались всевозрастающим авторитетом. Значение законов в области гражданского права еще более усили­лось. С усилением королевской власти главным источником права становятся королевские ордонансы, т. е. указы короля, имеющие силу закона на всей территории Франции.

4. Феодальное право Англии отличалось слож­ностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с осо­быми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской право­вой мысли. До нормандского завоевания (XI в.) основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. С деятельностью королевских разъезд­ных судей при Генрихе II (XII в.) было связано формирование "общего права" страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой ин­терес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смер­тях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях коро­левских должностных лиц. Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" (или "тяж­бы народа") по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов стал суд "общих тяжб", создан­ный в 1180 г. Результатом формализма, дороговизны, медлительности, об­щей неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появле­ние в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливо­сти". Общепринятое понятие "права справедливости" ассоциируется с такими черта­ми права, как его "естественная (природная) справедливость". Возникновение "суда справедливости" было связано с деятель­ностью лорда-канцлера — "проводника королевской совести", ко­торый сначала от имени короля, а с 1474 г. — от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на "плохое правосудие", на то, что их обидчики не преследовались, а они не защища­лись в судах "общего права". На основе обращения потерпевших к королю лорд-канцлер стал изда­вать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жа­лобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся нормами "спра­ведливости". "Право справедливости" не обладало жесткой детерминиро­ванностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к созданию ряда принципов справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накаплива­лись решения "судов справедливости". Главный принцип заключается в том, что "право справедливости" — это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "пра­во справедливости" нельзя претендовать во всех случаях наруше­ния прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зави­сит от усмотрения суда. Судебные отчеты по делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

5. Становление королевской власти, а затем ее устойчивое ослабление обусловили правовой партикуляризм в течение всего периода германского средневековья. С формальной точки зрения в Германии начиная с XII—XIII вв. не существовало "общегерманского права", если не считать императорского законодательства по отдельным вопросам, а было право различных территориальных образований, включая право городов. Ленное, земское, городское, каноническое право в Германии регулировало одни и те же отношения (поземельные, имущественные, брачно-семейные, наследственные) по-разному, в зависимости от сословной принадлежности субъекта права и местности, территории, право которой на него распространялось. Чаще всего определить его "собственное" право мог только суд. Так называемые "статуты мира", периодически издаваемые императором и рейхстагом в XII—XIII вв., содержали общие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни и угрожавшие похитителям, поджигателям, убийцам и другим "нарушителям мира" различными наказаниями. В период с 1103 по 1235 г. таких "статутов мира" было издано около 20. Среди них наиболее известным был Майнцский статут 1235 г. Он провозглашал некоторые общие принципы "установленного права" для жителей всей Германии, включая прин­цип обязательного судебного разбирательства в целях "защиты тела и имущества" вместо мщения и самосуда. Важную роль в развитии германского права сыграли местные систематизации норм обычного права, включавшие в себя также положения имперского законодательства и судебную практику ("Саксонское зерцало", "Швабское зерцало", "Франконское зерца­ло" и т.п.). Действие норм и принципов этих сборников выходило далеко за пределы мест, где они были изданы, и способствовало определенной унификации права.

"Саксонское зерцало", написанное в 1220-е годы шеффеном Эйке фон Репгау, объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена зем­скому праву, другая — ленному праву. "Право земли" содержало нормы обычного права и императорского законодательст­ва, которые применялись в земских судах в отношении "неблаго­родных" свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между "благородными" свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канониче­ского права и права других земель. "Саксонское зерцало" получило признание во многих герман­ских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года. Высокая степень единообразия сложилась в германском го­родском праве. Здесь право нескольких ведущих городов широко заимствовалось другими. В Германии образовались две основных "семьи" городского права — любекского и магдебургского. В XIV—XVI вв. установлению определенного правового един­ства в Германии стали способствовать рецепции римского права. В конце XV в. Дигесты Юстиниана, обработанные с учетом потреб­ностей времени, были признаны руководящим источником права для учрежденного в 1495 г. Высшего имперского суда. В XVI в. римское пандектное право получает авторитет имперского закона и продолжает действовать в качестве "общего права" Германии вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1900 года. Важный вклад в создание общегерманских принципов уголов­ного права был внесен в 1532 г. изданием уголовного и уголов­но-процессуального уложения Карла V - "Каролины". Изданная как общеимперский закон, "Каролина" провозглашала верховенство имперского права над правом отдельных земель, отмену "неразум­ных и дурных" обычаев в уголовном судопроизводстве в "местах и краях". Оно было признано в качестве источника права во всех землях. На основе "Каролины" образова­лось общее немецкое уголовное право. Несмотря на указанный процесс унификации германского права, нормы "общего германского права" имели в основном рекомендательный характер и зависели от степени их "признания" в гер­манской земле. Правовые системы складывались преимуществен­но по отдельным территориям—государствам Германии.

С XIII в. в землях Германии активно развивается княжеское законодательство, ограничивающее использование обычая и содер­жащее новые нормы уголовного, наследственного и торгового права, распространяющиеся на всех свободных подданных. Завершение процесса оформления собственных правовых систем в княжествах связано с кодификацией местного права в XVII—XVIII вв., в эпоху утверждения "княжеского абсолютизма". Так, в середине XVIII в. издаются Уголовное уложение и Гражданский кодекс в Баварии, в 1768 году в Австрии издается уголовное уложение "Терезиана", а в 1787 году там же — новое уголовное уложение. Особенно широкую известность получило Прусское земское уложение, изданное в 1784 г.

6. Византийское право представляет собой уникальное явление для сред­невековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой сте­пенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и по­литическим условиям. Эти качества права в Византии определя­лись рядом исторических факторов (традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь). Эти факторы оказывали влияние на право, прида­вали ему свойства системности. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных пра­вовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволю­ционировали. Но принципиальные основы римского права и пра­вовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям. Прямая преемственность римского и византийского права на­шла свое отражение в использовании императорского законода­тельства в качестве основного источника права. В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень разви­тия правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). В середине VI в. была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом кото­рой явился Свод законов Юстиниана. Эта ко­дификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим ис­точником действующего права Византии, но и была тем фундамен­том, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Византийские юристы в отличие от своих классических пред­шественников, избегавших дефиниций и использовавших казуи­стический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определе­ний. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специаль­ные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных поня­тий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Осо­бой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Стар­шего "О дефинициях". На формирование византийской правовой системы значитель­ное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространен­ные в восточных провинциях. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, про­истекал не из юридической практики, а отражал распространен­ные в Византии идейные течения. Особенно заметным было влия­ние христианства.

В VIII в. завершается процесс превращения византийского пра­ва из позднеантичного в средневековое. В VIII в. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодатель­ная деятельность византийских императоров и юридических школ. В 726 г. (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была из­дана Эклога ("избранные законы"). В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христи­анские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы I—VII). Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был ти­тул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление госу­дарственной репрессии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]