
- •Глава I Концепции осмысления истории
- •1.1.Линейно - стадиальная схема Всемирной истории
- •1.2.Цивилизационные (биологизаторские) теории движения истории
- •Глава 2 Основные теории русской истории
- •1. Возникновение государственности
- •2. Отношения между сословиями и людьми
- •3. Быт и отношения собственности
- •2.1. Теория русской истории н.Я. Данилевского
- •2.2. Основные проблемы книги н.Я. Данилевского «Россия и Европа»
- •2.3. Евразийская теория русской истории
- •Глава 3 Славянские земли. Киевская Русь в эпоху раннего средневековья (VI-XIII вв.)
- •3.1. Факторы влияния на русскую историю
- •3.2. Древние славяне. Образ жизни
- •3.3. Основные черты средневековья. Киевская Русь. Этапы развития
- •3.4. Политическая структура Киевского государства
- •3.5. Деятельность первых русских князей по формированию и укреплению государства
- •3.6. Принятие христианства и его последствия
- •3.7. Социально-экономическое положение Киевской Руси
- •3.8. Упадок Киевской Руси и его причины. Значение государства Киевская Русь
- •Глава 4 Феодальная раздробленность и борьба с иноземными завоевателями
- •4.1. Возникновение самостоятельных русских княжеств в хii-хiii веках
- •4.2. Особенности социально-политического устройства русских земель
- •4.3. Борьба с иноземными завоевателями
- •Глава 5 образование централизованного российского государства ( хiv-хv вв.)
- •5.1.Предпосылки объединения русских земель
- •5.2. Москва - центр объединения русских земель
- •5.3. Этапы объединения государства
- •5.4. Политическое устройство Российского государства
- •5.5. Церковные ереси конца XV века. Нестяжатели и осифляне
- •5.6. Международное положение и внешняя политика Российского государства
- •Глава 6 Эпоха Ивана IV Грозного
- •6.1. Начало правления. Реформы 50-х годов XVI в.
- •6.2. Вхождение Поволжья в состав Российского государства
- •6.3. Внешняя политика Российского государства в конце 50-80-х годах XVI в. Опричнина. Деевропеизация России
- •Глава 7
- •XVII век в истории российской цивилизации
- •7.1. Смутное время
- •7.2. Последствия и значение Смутного времени в истории русского государства
- •7.3. Внутренняя и внешняя политика
3.4. Политическая структура Киевского государства
Во главе государства стоял Великий князь Киевский, формально ему подчинялись князья других земель Киевской Руси. Однако все князья Рюрикова рода считали себя равными друг другу и достойными Киевского стола. Поэтому зачастую вопросы занятия Киевского престола решались «либо ратью, либо миром».
Ступени иерархической лестницы можно представить в виде следующей схемы:
ВЕЧЕ КНЯЗЬ КНЯЖЕСКАЯ ДУМА
НАРОДНОЕ ДРУЖИНА
ОПОЛЧЕНИЕ
Несмотря на главенствующее положение князя, государственный строй Киевской Руси нельзя назвать монархическим. Это было, скорее, неустойчивое равновесие между двумя элементами: монархии - в лице князя и демократии - в лице веча, что характерно для Европы в целом.
Князь являл собой административную, военную и судебную власти, но при этом зависел и от веча, и от собственной дружины. Дружинники были лично свободны и связаны с князем условиями личного договора, обоюдного доверия и уважения (вассалитет в Западной Европе). Элемента обязательности в отношениях князя и дружины не было, но князь, его внутригосударственная (сбор дани, например) и внешняя деятельность напрямую зависели от качественного состава дружины, нравственно-психологического климата взаимоотношений. Поэтому князь всесторонне заботился о дружинниках, их быте, нравах, содержании. Дружина была стержнем войска, которое в особо важных случаях собиралось с участием народного ополчения. Князь мог созвать народное ополчение только с согласия веча.
Вече, или народное собрание, как демократический элемент в государственно-политической жизни играло в этот период важную роль во всех землях Киевской Руси. Оно созывалось в исключительно важных случаях. Во-первых, в связи с необходимостью призвания или отзыва князя, во-вторых, для решения вопросов войны и мира. Власть и компетенция веча, равно как и княжеской дружины, не определялись никакими юридическими нормами, но роль их была велика. Однако с усилением централизованной власти (княжение Владимира I и Ярослава Мудрого) племенные сходки теряют свое значение. Только в Новгороде и Пскове вече стало постоянным действующим органом государственного управления.
В целом политическая система Киевской Руси тяготеет к западноевропейской модели общественного устройства на раннефеодальной стадии развития.
3.5. Деятельность первых русских князей по формированию и укреплению государства
Первые русские князья все свои заботы и усилия направляли на:
·объединение всех славянских и неславянских племен под властью Великого князя Киевского;
·защиту границ русской земли от нападения степных кочевников;
· приобретение новых рынков для русской торговли и охрану торговых путей.
Именно с тех пор началось формирование приоритетной в национальном сознании и культурно-политической жизни России идеи единства русских земель и защиты Отечества.
Задачу объединения занятых восточными славянами территорий, согласно Летописи Нестора, начал успешно решать князь Олег. Он пришел в Киев из Новгорода (где княжил до него его родственник - варяжский конунг Рюрик), по пути захватив сильные крепости Смоленск и Любеч на Днепре. Олег убил княживших в это время в Киеве Аскольда и Дира и в 882 г. сел на киевский стол (престол). Он силой подчинял своей власти славянские и финские племена, освобождая их в то же время от хазарской зависимости. Олег объединил земли Новгородского Севера и Киевской лесостепи и стал, таким образом, князем первого государственного раннефеодального сообщества, занимавшего всю территорию Великой Русской равнины - Киевской Руси.
Утвердив свою власть в Приднепровье, в 907 г. Олег предпринял грандиозный поход на Византию. Война закончилась подписанием мирного договора, в результате которого была достигнута важная для Руси цель: русские купцы получили право беспошлинной торговли.
Однако главным источником существования князя и его администрации на протяжении всей истории Киевской Руси были сборы дани с подвластного населения. Эта тема нашла яркое отражение на одной из летописных страниц Нестора. Согласно легенде, преемник Олега князь Игорь (912-946 гг.) был убит в земле племени древлян за то, что превысил многократно все максимальные нормы по сбору дани. Его супруга княгиня Ольга, по преданию, жестоко расправилась с древлянами за это убийство. Вместе с тем сбор дани был все же упорядочен. Ольга «устави оброки и дани», - сообщает нам летопись, - установила также «погосты» как места стоянки князей во время сборов дани. Предпринятые Ольгой шаги явились существенным вкладом в совершенствование государственного организма.
Внешнеполитические проблемы наиболее успешно, по мнению Нестора, решались сыном Игоря и Ольги - киевским князем Святославом. Впервые сев на коня четырех лет от роду (для участия в битве против древлян), Святослав впоследствии стал храбрым и мужественным воином, талантливым полководцем.
Около 965 г. Святослав нанес тяжелое поражение хазарам, захватив их столицу Итиль. Победил северокавказские племена ясов и касогов. Разгромил волжских болгар, взяв и разграбив их столицу город Булгар. В 967 г. (по просьбе византийского правительства) завоевал и славянскую Болгарию. Решил остаться на Дунае навсегда и сделать город Переяславец своей столицей. Эта идея созрела у Святослава не случайно. Дунай был стержнем торговых путей по линии «восток-запад». Святослав хотел основать в Переяславце новый торговый центр. «Ибо туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вино; от чехов и венгров - серебро и коней; из Руси - меха, воск, мед и рабов» (из пленных).
Однако византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать опасного и сильного соперника из придунайской низменности, объявив войну Святославу. Византийское войско показалось русской дружине неисчислимым. И тогда князь произнес свое знаменитое обращение: "Не посрамим земли русской, ляжем костьми здесь, «мертвые бо сраму не имуть». Дружина поддержала князя, и русские одержали блистательную победу. Но силы русских истощились, и Святослав был вынужден заключить с Византией мирный договор, уступив ей Болгарию. В 972 г., возвращаясь домой по призыву из Киева ввиду очередной угрозы набега печенегов, Святослав погиб в печенежской засаде на днепровских порогах.
Защита русских рубежей от набегов кочевников была настоятельной необходимостью и одной из главных задач киевских князей. Но если Святослав использовал в деле обороны только свой воинский талант и собственную дружину, то его потомки уже создавали целую систему пограничных укреплений.
Особенно велики заслуги первого князя христианской поры Владимира Святославовича, получившего в наследство не только Киевский престол, но и постоянную печенежскую угрозу. Владимир I построил несколько оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек. Хорошо укрепленные города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, впадавшим в Днепр выше Киева, запер тем самым все подходы к нему.
С целью усиления обороны Владимир I брал в ряды дружинников и выходцев из народа, прославившихся своими богатырскими подвигами. Именно с этим периодом отечественной истории связывает русский фольклор имена князя Владимира Красное Солнышко, его былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича (реальное историческое лицо - родной дядя Владимира), Алешу Поповича, олицетворявших к тому же единство всех социальных групп населения Киевской Руси. (Интересно также и то, что образ Ильи Муромца, например, встречается в скандинавском и английском фольклоре той поры, что свидетельствует о разнообразных и обширных связях Киевской Руси).
Героическая эпоха Владимира (980-101 гг.) была воспета и летописцем монахом, и народом, так как в главных событиях сливались воедино государственная политика и общенародные интересы.
Апогея в своем развитии домонгольская Русь достигла при великом князе Владимире II Мономахе, внуке Ярослава Мудрого (1053-1113-1125 гг.). В «Слове о погибели земли русской», написанном в первой трети ХIII века, поэт гигантским полукругом очерчивает границы Руси, подчеркивая заслуги киевского князя Владимира Мономаха: от Венгрии к Польше, далее к Литве, прибалтийским землям Немецкого ордена, к Карелии и Ледовитому океану, оттуда к Волжской Болгарии, мордве и удмуртам.
Матерью Владимира II была византийская принцесса Мария, дочь императора Константина Мономаха. Поэтому самим фактом рождения Владимира были скреплены политические связи Руси и Византии, задуманные его предками и воплощавшие идею державности власти киевских князей.
На плечи Владимира Мономаха легли заботы по устранению опасности половецких нашествий, совпавших с более чем тридцатилетним переяславским (степное пограничье) периодом жизни Владимира. В его деятельности претворялась в жизнь идея объединения русских сил перед лицом внутренних (усобицы) и внешних врагов. Об этом героическом периоде народ сложил свои лучшие былины, где в Тугарине Змеевиче легко узнается половецкий хан Туркан, в Идолище Поганом - половецкий посол Итларь. Наконец, борьбе с половцами, а главное - необходимости укрепления единства посвящен выдающийся литературный памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве».
Победоносные походы Владимира Мономаха в 1103, 1109, 1110 и 1111 гг. принесли ему славу хорошего организатора военных сил и блестящего полководца.
Княжением Владимира Мономаха окончательно завершается период целостного существования Киевской Руси, когда великокняжеская власть стремилась не допускать усобиц, укреплять оборону государства от внешних врагов и содействовать доступными ей средствами расцвету сил и могущества обширных восточнославянских земель.