Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_po_istorii_chast_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
737.28 Кб
Скачать

4.3. Борьба с иноземными завоевателями

В начале ХIII в. знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингис-хан (великий хан), образовал огромное государст­во, простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. В то время он был единственным претендентом на власть во всей Монголии. В 1206 г. на берегу р. Онона состоялся хурал (собрание), на который съехались вожди всех племенных групп Монголии. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хан. Став ханом, он продолжал укреплять порядок, соответствовавший интересам завоеваний. “Толпы”, “тысячи”, “сотни”, “десятки” считались не только военными подразделениями, но и административными единицами. “Закон” (“Великий Ясе”) Чингис-хана проникнут духом защиты интересов кочевой знати и ее великого Хана. Это был настоящий крепостнический устав. Поддерживалась железная дисциплина; если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он принадлежал. При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи. Часто жителей из осажденных городов выгоняли в поле, чтобы удобнее было грабить, затем всех воинов убивали, а ремесленников с семьями, так же как и молодых женщин и девушек, уводили в рабство.

Так кто же все-таки напал на Русь в середине ХIII в.: монголы или татары, а может быть монголо-татары или татаро-монголы? Идет ли речь об одном народе? Что касается русских летописей, то они единогласно называют своих врагов татарами, начиная с битвы на Калке в 1223 г. А вот монгольские и китайские материалы дают несколько иную картину. Китайцы употребляли этноним «татары» как синоним европейскому понятию “варвары” по отношению ко всем монгольским племенам. Причем собственно татар они называли “белыми татарами”. Жившие севернее монгольские племена назывались “черными татарами”, а обитавшие в еще более северных лесах – “дикими татарами”. Самого Чингис-хана китайская историческая традиция относила к “черным татарам”. В начале XIII в. Чингис-хан, в отместку за отравление своего отца, предпринял против собственно татар значительный по военным силам карательный поход. Сохранился приказ: владыка предписывал уничтожить всех татар ростом выше тележной оси. В результате татары как военная и политическая сила были стерты с лица земли. Примечательно, что сами монголы татарами себя не называли. Следовательно, появившаяся в Европе в 1236 г. армия хана Бату (Батый) состояла из монгольских воинов. Из восточных источников известно, что решение о походе принималось в 1235 г. на съезде - курултае - всех членов дома чингизидов и высшей степной аристократии Монголии. Главнокомандующим был утвержден внук Чингис-хана - Батый (Бату), а его помощниками 11 принцев с собственными военными силами, а также лучший монгольский полководец Субедей. Армия готовилась целый год: ковали оружие, изготавливали доспехи, копили продовольствие, т.е. дело затевалось серьезное, и говорить о молниеносном набеге не приходится. Под знаменами хана собралось около 65 тыс. воинов.

После завоевания монгольскими ханами Средней Азии и Кавказа последовало их вторжение в пределы Руси. Русские князья, узнав о разгроме половцев, собрались на съезд в Киев. Южнорусские князья решили, что лучше сразиться с захватчиками “на чужой земле, нежели на своей”, и выступили навстречу врагу. В поход двинулись киевские, галицкие, черниговские, смоленские и волынские русские полки, а также половцы. Но между ними не было единства, каждый полк сражался сам по себе. Это привело к роковым последствиям. 31 мая 1223 г. на берегу Калки произошло кровопролитное сражение. Русский народ потерпел поражение. Новый поход начался в 1236 г., теперь во главе войска стоял внук Чингис-хана - Батый. Монгольские захватчики вышли на Каму, разорили волжских болгар, через мордовские степи в 1237 г. вступили в Рязанское княжество, потребовали его подчинения. Рязанцы попросили помощи у Владимира и Чернигова, но не получили поддержки. Один за другим пали рязанские города, на седьмой день пала и Рязань. Жители были перебиты и погибли во время пожара. Взяв Коломну, монгольское войско подступило к Москве и овладело упорно сопротивлявшимся городом: “Тое же, - сообщает Летописец, - взяше Москву татарове ... а люди избиша, а град и церкви святые огневи предаша, и монастыри вси и села пожюша”.

В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, причем особенно ожесточенное сопротивление татарам оказал небольшой город Козельск, жители которого были поголовно истреблены. В 1239-1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, взял и разорил Чернигов, Переяславль. Вскоре под ударами Батыя пали и были разорены дотла Тверь, Кост­рома, Владимир, Суздаль, Ростов, Дрославль... В 1240 г. печальная участь постигла и “мать городов русских” - Киев. Обескровленная Русь вынуждена была перенести свои святыни на север, во Владимир, потом в Москву. А “Корсуновская страна” - Таврида, ставшая Крымом, надолго превратилась в главную силу грабительских набегов золотоордынцев на север и северо-запад Руси.

Я ркое впечатление о Руси и Золотой Орде оставил монах - дипломат Плане Карпини, побывавший там в 1245 г. Даже через пять лет после монгольского погрома он видел “бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле”, а от огромного Киева сохранилось лишь 200 домов, жителей которых завоеватели держали “в самом тяжелом рабстве”.

После покорения русских земель массы татарского народа расположились на жительство на юго-востоке целинной Русской равнины, основав так называемую Золотую Орду со столицей Сарай на нижней Волге (недалеко от Астрахани). Под ее властью находились все причерноморские, приуральские и частью западно-сибирские степи, а также все русские земли.

Разгромленная, подавленная и опустошенная русская земля стала “улусом” татарского хана. Власть татарского хана, или “царя”, не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти (как указано в русской летописи). Оставшиеся в живых после татарского погрома русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав.

Все население покоренных земель (за исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелой татарской данью. Какую же дань платила Русь? В некоторых документах говорится о сумме в 5 тыс. рублей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значение эта цифра превышала тонну серебра (в масштабе цен XIV в. огромная сумма). В Золотой Орде в середине ХIV в. насчитывалось 110 городов, а в Северо-Восточной Руси было 5% городов. Значительная их часть была выстроена на русское серебро руками пленных мастеров. (Для справки: крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило тогда несколько десятков рублей.).

Сбор дани с русского населения проводили непосредственно татарские чиновники – “баскаки” и данщики, или “бесерменские купцы”, которые, уплатив хану требуемую сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани вместе с поборами, притеснениями и насилиями сборщиков вызывала возмущения, часто переходившие в восстания (Суздальская земля, Ростов, Ярославль и т.д.). Нужно отметить, что от платежа тяжелой дани “выхода” были избавлено все русское духовенство с церковными людьми.

Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям. Русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные грамоты (“ярлыки”), которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного имущества. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского “крестьянства”, противопоставляющего себя “поганству” своих завоевателей и угнетателей, что послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига “нечестивых агарян”.

Влияние татарского ига на внутриполитические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над населением и в ослаблении вечевого или демократического элемента в Северо-Восточной Руси. “Нашествие татар впервые познакомило русские княжества с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно...”.

Татаро-монгольское иго нанесло колоссальный урон русскому народу. Монголо-татары задержали развитие русских земель не на одну сотню лет, но не могли его остановить, их строй был отсталым по сравнению с общественным строем завоеванных ими стран. Несмотря на страшное разорение русский народ продолжал вести неустанную партизанскую борьбу с захватчиками. (Предания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате; археологические раскопки Киева, Рязани и других городов позволяют дополнить картину народной обороны городов на Руси. Найдены развалины домов, церквей, груды скелетов жителей, павших в бою и лежавших в воротах домов с мечами, булавами и даже ножами в руках. Эти данные подтвердились совсем новыми раскопками в Рязани в 1992 г.).

На наш взгляд, самое краткое, емкое и точное определение монгольского ига на Руси принадлежит Марксу: “Оно не только подавляло, но оскорбляло и иссушало душу народа, ставшего его жертвою”. Великая и трагическая судьба православной Руси заставляла ее постоянно бороться на два фронта. На Востоке - это была Азия, представляемая сначала языческой, а потом мусульманской ордой и ее ханами. На Западе – “латинская” Европа в лице шведских и немецких рыцарей-крестоносцев и польско-литовского государства, захватившего и окатоличевшего западные княжества Руси. Монголо-татары истощали Русь материально, но не трогали ее духовную жизнь, несли “рабство телу, но не душе”. Запад же с его агрессивно-миссионерским католичеством сулил рабство и телу, и душе. Понявший это князь Александр Невский избрал Восток предметом своих дипломатических усилий, а меч свой обратил против захватчиков - шведов и немцев, в чем ему оказывали поддержку находящиеся в заключенном “соглашении” татары. Наверное, князь Александр одним из первых понял “евразийское” предназначение Руси, спасительное для ее души и примирявшее в лице Рос­сии Европу и Азию. Однако путь к этому равновесию был еще долог. Он пролегал через Куликовскую битву и стояние на реке Угре. Он вел через смуту и изгнание поляков из оскверненного ими Кремля к постепенному вытеснению их с древнерусских западных княжеств и освобождению Киева - матери городов русских. Этот путь объединил правороссов - русских, белорусов, украинцев в одной общей судьбе, сделав их неуязвимыми в борьбе с духовно-агрессивной “латинской” Европой и материально истощавшей Азией.

Монгольское иго привело не только к фактическому разделению Северо-Восточной и Юго-Западной Руси, но и к снижению ее политического авторитета на европейской арене. Нет сомнений, что набеги шведов (1240 г.) и немцев (1242 г.) были прямым следствием монгольского погрома. Европейцы прекрасно знали, что Новгороду и Пскову никто не сможет помочь. Для этого просто не было сил.

В тяжелые годы монгольского нашествия русскому народу пришлось отражать натиск немецких и шведских феодалов. Шведское правительство направило против Руси крупные силы под предводительством ярла (князя) Биргера. Целью этого похода был захват Ладоги, а в случае удачи - и самого Новгорода.

На рассвете июльского дня 1240 г. шведская флотилия неожиданно появилась в Финском заливе и, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Здесь был раскинут временный лагерь шведов. Новгородский князь Александр Ярославович получил сведения о приходе врагов, собрал дружину и часть новгородского ополчения. Учитывая, что шведское войско было гораздо многочисленнее русского, Александр решил нанести шведам неожиданный удар. Ударами вдоль Ижоры и Невы шведское войско было опрокинуто и оттеснено в угол, образуемый двумя реками. Соотношение сил изменилось. Русские конные и пешие отряды, соединившись, сбросили врага в реку. План талантливого полководца, рассчитанный на внезапный удар по шведскому войску, в сочетании с геройством простых воинов обеспечил им быструю и славную победу. Русских пало всего около двадцати человек, “число убитых шведов оказалось очень велико: ими были наполнены пять кораблей”. (Шведские народные певцы, скальды, никогда не слагали песен о бесславном походе на Русь надменного ярла Биргера, разбитого двадцатилетним новгородским князем Александром, поднявшим на защиту родной земли свою дружину и всех беззаветно преданных своей Родине смелых русских людей. Но наши сказители и былинники не забыли подвигов и заслуг молодого новгородского князя, прозвав его “Александр Невский”, “Александр Грозные очи”, “Александр Грозные плечи”, “Александр непобедимый”. В своих сказах и былинах говорили о том, как юный князь всегда одерживал победы, стоял на защите родной земли).

Но борьба со шведскими захватчиками была лишь частью обороны Руси. В 1240 г. немецкие и датские феодалы захватили город Изборск, взяли Исков, где посадили своих наместников; в начале 1241 г. они взяли Тесов, Дугу и Копорье, после чего появились вблизи Новгорода. В том же году неожиданным ударом русские полки под начальством князя Александра выбили врага из Копорья, соединенное русское войско “изгоном” (быстрым ударом) освободило Псков, к западу от Чудского озера оно встретилось с основными немецкими силами и отступило на озеро, покрытое льдом. Именно здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва, подучившая название Ледовое побоище. Русские одержали победу. Новгородская и псковская земли сохранили свою самостоятельность. Это было очень важно в условиях монголо-татарской зависимости. Борьба русского народа против монгол, ширившаяся по всей Руси, ослабляла и подрывала мощь монголо-татар. Для их окончательного разгрома необходимо было объединение русского народа в единое государство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]