
- •Глава I Концепции осмысления истории
- •1.1.Линейно - стадиальная схема Всемирной истории
- •1.2.Цивилизационные (биологизаторские) теории движения истории
- •Глава 2 Основные теории русской истории
- •1. Возникновение государственности
- •2. Отношения между сословиями и людьми
- •3. Быт и отношения собственности
- •2.1. Теория русской истории н.Я. Данилевского
- •2.2. Основные проблемы книги н.Я. Данилевского «Россия и Европа»
- •2.3. Евразийская теория русской истории
- •Глава 3 Славянские земли. Киевская Русь в эпоху раннего средневековья (VI-XIII вв.)
- •3.1. Факторы влияния на русскую историю
- •3.2. Древние славяне. Образ жизни
- •3.3. Основные черты средневековья. Киевская Русь. Этапы развития
- •3.4. Политическая структура Киевского государства
- •3.5. Деятельность первых русских князей по формированию и укреплению государства
- •3.6. Принятие христианства и его последствия
- •3.7. Социально-экономическое положение Киевской Руси
- •3.8. Упадок Киевской Руси и его причины. Значение государства Киевская Русь
- •Глава 4 Феодальная раздробленность и борьба с иноземными завоевателями
- •4.1. Возникновение самостоятельных русских княжеств в хii-хiii веках
- •4.2. Особенности социально-политического устройства русских земель
- •4.3. Борьба с иноземными завоевателями
- •Глава 5 образование централизованного российского государства ( хiv-хv вв.)
- •5.1.Предпосылки объединения русских земель
- •5.2. Москва - центр объединения русских земель
- •5.3. Этапы объединения государства
- •5.4. Политическое устройство Российского государства
- •5.5. Церковные ереси конца XV века. Нестяжатели и осифляне
- •5.6. Международное положение и внешняя политика Российского государства
- •Глава 6 Эпоха Ивана IV Грозного
- •6.1. Начало правления. Реформы 50-х годов XVI в.
- •6.2. Вхождение Поволжья в состав Российского государства
- •6.3. Внешняя политика Российского государства в конце 50-80-х годах XVI в. Опричнина. Деевропеизация России
- •Глава 7
- •XVII век в истории российской цивилизации
- •7.1. Смутное время
- •7.2. Последствия и значение Смутного времени в истории русского государства
- •7.3. Внутренняя и внешняя политика
4.2. Особенности социально-политического устройства русских земель
Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к созданию национального государства (как в Европе), но этого не случилось. Развитие государственности на территории Руси пошло иначе. В 1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Они несли разрушение, массовую гибель людей, уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако, угроза была не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские земли; серьезную угрозу представляли шведы, немцы, ливонские рыцари. Как сохраниться, как выжить в этой ситуации? С Востока от татар шло разорение, с Запада - смена веры, принятие католичества. Для спасения решено было идти на поклон к татарам, соглашаясь на тяжелую дань и унижение, но сопротивляясь нашествию с Запада.
В этой ситуации каждый из трех образовавшихся крупнейших центров бывшей Киевской Руси находился в разных условиях. Напомним, что это были Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля. Ростово-Суздальская земля.
Существовало мнение, что с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами история в юго-западных и западных землях как бы замерла и жизнь переместилась на Северо-Восток, где возникли новые центры исторического развития. На самом деле это не так (см.Семенникова Л.И. “Россия в мировом сообществе цивилизаций”.- М., 1994).
Развитие шло своим путем.
В Галицко-Волынском княжестве были свои особенности. “В этом пограничном русском княжестве в 70-х годах ХII в. обнаружилось явление, подобных которому не видим в остальных волостях русских, именно важное значение бояр, перед которыми никнет значение князя” (Соловьев С.М.). Только здесь боярская олигархия стремилась к захвату политической власти и к превращению власти княжеской в свое послушное орудие. Постоянные распри привели к печальным последствиям: в середине XIV в. великие князья литовские захватили Волынь, а Польша, овладела Галицией.
Итак, Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) оказалось в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем Польши. Минск, Гомель, а затем Киев, другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития. Древнерусское население Литвы свою державу называло Русью. Люди считали ее наследницей Киевской Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (вечевой идеал прослеживается до второй половины ХV в.). Степень зависимости от центральной власти была различна, так же как и формы. Таким образом, на Западе под языческой эгидой, а затем католической Литвы продолжалось развитие древнерусских земель по европейскому пути. В этих землях складывался украинский и белорусский этнос (официальным языком Великого княжества Литовского с ХIV в. стал белорусский язык. Тогда же западные земли получили название Белая Русь). Таким образом, западные и юго-западные земли, где шло формирование украинского и белорусского этносов, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции. Там сложились более глубокие корни европейской традиции.
Новгородские земли простирались на огромном расстоянии - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого Океана до междуречья Волги и Оки. Уже в IX в. Новгород получил известность как центр славянских земель Северо-Запада Руси, стал соперником Киева. Он не был “отчиной” какой-нибудь княжеской ветви - Мономаховичей, Ольговичей, как Ростов или Владимир. Присланные сюда князья были временными людьми, и их власть не укоренилась здесь, как в других центрах княжеств. Причина особого положения Новгорода во всем строе жизни древнего города. С самого начала он вырос не как резиденция варяжских князей, а как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути из “варяг в греки”. Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, Швецию, Норвегию. Через оз. Ильмень - путь на Волгу, а оттуда в Волжскую Булгарию, страны Востока. Новгородцам было чем торговать - они вывозили пушнину, которую добывали в северных лесах; ремесленники поставляли на внутренний рынок свои изделия. Славился Новгород своими мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, плотниками, кожевенниками. В Новгород приходило немало иноземных купцов. В торговлю включились и бояре, представители церкви. Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он со времени варяжских нашествий не знал внешней опасности. Большую силу в Новгороде получили крупные землевладельцы - бояре. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию - пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты. Именно бояре и купцы нередко организовывали дальние экспедиции в целях овладения новыми промысловыми землями. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались здесь воедино; вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни.
В политической жизни Новгородская земля, располагавшаяся на северо-западе Руси, развивалась по особому пути. В течение 30-х годов ХII в. Киев окончательно утратил влияние на Новгород. Социально-политический строй, сложившийся как в Новгородской, так позднее и в Псковской земле, первоначально входившей в состав Новгорода, - боярская республика. Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Вече принимало законы, утверждало договоры, рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти: посадника (глава судебной и исполнительной власти), тысяцкого (глава ополчения), выдвигало кандидатуру на должность архиепископа (церковный иерарх представлял Новгород в международных делах). Вече приглашало князя, который возглавлял дружину. С 1156 г. Новгородцы стали избирать духовного пастыря. Интересна процедура избрания. Вече называло трех кандидатов, наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена записывались на пергаменте. Посадник запечатывал записи своей печатью. Затем эти записки несли в главный Софийский собор, где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из записей и написанное имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ ехал к митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской республики, ни после, православная церковь не знала такого демократического порядка.
Как уже отмечалось выше, Вече было полновластным распорядителем судеб Новгородского государства. Новгородцы были “мужи вольные”, жили и управлялись без помощи князя. Предоставляя князю командование вооруженными силами, новгородцы отнюдь не дозволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Они требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности. Вся судебная деятельность князя должна была идти в согласии с новгородским посадником и под его постоянным надзором. Новгород заботился о том, чтобы князь со своей дружиной не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влиятельной социальной силой.
Таким образом, “князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им”, - говорит В.0. Ключевский. Ключевский указывает на политическое противоречие в строе Новгорода: он нуждался в князе, но “в то же время относился к нему с крайним недоверием” и старался всячески стеснить и ограничить его власть.
Во второй половине ХV в. Новгородская республика, представлявшая в своем политическом строе неустойчивую комбинацию двух элементов - боярской олигархии и вырождающейся вечевой демократии, начинала явно клониться к упадку, а великий князь Иван III Васильевич только выжидал удобного момента, чтобы включить Новгородскую землю, его “отчину и дедину”, в состав Московского государства. Но об этом будет сказано позднее. Историки указывают ряд причин слабости и падения вольного Новгорода: социальная рознь и глубокий антагонизм между боярской верхушкой и низшими классами общества; антагонизм между главным городом и обширными новгородскими владениями, слабость военных сил и военной организации и т.д. Но существовала общая причина, которая решила участь не только Новгорода, но и других самостоятельных политических миров, какие еще оставались на Руси к середине ХV в. “К половине XV в. образование великорусской народности уже завершилось; ей недоставало только единства политического” (Ключевский В.О.). В полной мере это относилось к Новгородской и Псковской земле.
Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточно-славянских земель. В XIII-XV вв. здесь появились племена вятичей. До этого здесь обитали угро-финские и балтийские племена. Они и были основными жителями края. Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям - из района Среднего Поднепровья и Новгородских земель.
Ростово-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси. Оно получило независимость во время правления Юрия Долгорукого (1132-1157). Здесь, в междуречье Оки и Волги, поселенцы из Поднепровья нашли менее плодородную почву и более суровый климат, но зато более спокойную и безопасную жизнь. В этом глухом и малонаселенном крае, среди разбросанных по лесам финских поселков, находились старые русские города - Ростов, Суздаль, Муром, Владимир, Ярославль. Были здесь и усадьбы местных бояр, вроде села Кучкова, превратившегося в город Москву. Край был удален от степей, загорожен от половцев непроходимыми лесами. Выгоды этого благодатного края сразу оценил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, закрепившийся здесь с начала ХII в. Князь строил новые города, приглашал крестьян-колонистов из других княжеств, давая им льготы на первое время. Юрий Долгорукий был очень честолюбив, стремился захватить как можно больше владений, за что и получил меткое прозвище Долгорукого. Он начал многолетнюю борьбу за киевский великокняжеский престол, вовлекши в нее многих других князей. После одной из побед над соперниками князь Юрий пригласил своего союзника Святослава Ольговича отпраздновать это событие в пограничный пункт – Москву, которая ранее принадлежала боярину Степану Кучке, впоследствии она оказалась в руках князя Юрия, а сыновья Кучки стали княжескими боярами. Место современной Лубянской площади в Москве в старину называли Кучковым полем.
Согласно Летописи, празднование военной удачи в Москве состоялось весной 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. В 1156 г. в Москве была построена деревянная крепость.
Русская колонизация Верхнего Поволжья имела целый ряд этнографических, экономических, политических последствий: этнографические - образование в Окско-Волжском междуречье великорусского племени из смешения русских поселенцев с постепенно обрусевшими финнами; экономические и социальные - решительное преобладание в новом краю сельского населения над городским и натурального хозяйства над денежным и товарным. В Киевской Руси великий водный путь Днепра - Волхова объединял и связывал различные области, расположенные вдоль него и втягивал их в общий хозяйственный оборот, Верхне-Волжская Русь ХII-ХIV вв. лежала в стороне от международных торговых путей.
Трудность расчистки леса под пашню обусловливала незначительность подворных пахотных участков, а недостаточное количество или низкое качество пахотных земель вынуждало крестьянина дополнять свой скудный земледельческий заработок развитием кустарных сельских промыслов, а также рыболовством и охотой.
Города Окско-Волжского междуречья никогда не достигали того экономического значения и того социально-политического, влияния, как города Киевской и Новгородской Руси. Таким образом, Северо-Восточная Русь стала на долгие века земледельческой, крестьянской страной.
Мнения ученых в оценке воздействия монгольского господства на Русь существенно расходятся. Вряд ли, однако, можно усомниться в том, что чужеземное засилье в своей худшей форме, тянувшееся полтора века, имело весьма пагубное действие на политический климат России. Русская жизнь неимоверно ожесточилась. Смертная казнь, которой не знали законоуложения Киевской Руси, пришла вместе с монголами. ( Пайпс Р. Русская революция.-Ч.1-2.-М.-1994.).
Возвышаться Владимиро-Суздальская Русь (которая тогда называлась Ростовским, а затем Ростово-Суздальским княжеством) стала при Владимире Мономахе, затем его сыне Юрии Долгоруком. И уже в середине ХII в. Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины превратилось в независимое обширное княжество, которое проводило активную политику внутри русских земель, расширяло свои внешние границы, а сам Ю. Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель. Борьбу за укрепление Северо-Восточной Руси и своей власти в ней продолжил сын Юрия Долгорукого - Андрей Юрьевич. Свою резиденцию он перенес из боярских Ростова и Суздаля в молодой город Владимир, близ которого в селе Боголюбове, построил великолепный белокаменный дворец - Боголюбский. С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством. Андрей Боголюбский со своими союзниками вел борьбу за укрепление своей власти. Неоднократно захватывал Киев, воевал с Волжской Булгарией. Это вызывало недовольство боярства Ростова, Суздаля. Их чаша терпения переполнилась, когда он казнил боярина Степана Кучку, а на месте его владений построил укрепленный замок. Так в Москве в 1156 г. появилась первая крепость. В 1174 г. он погиб в заговоре, что вызвало настоящий бунт. События во Владимиро-Суздальской земле показали, что центр политической власти окончательно переместился с юга на север Руси. Начался процесс централизации Владимиро-Суздальской Руси, который получил дальнейшее развитие и в период княжения его преемника Всеволода Большое Гнездо. Но затем Северо-Восточная Русь распалась на ряд уделов. Только в период монголо-татарского ига население Великороссии пришло к пониманию необходимости национально-политического единства.
Таким образом, удельное дробление Руси происходит быстро и непрерывно. Новая система, хотя и была исторической закономерностью в условиях господства феодального строя, имела ряд существенных недостатков: во-первых, разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями; во-вторых, ослабило обороноспособность Руси; в-третьих, княжества начали дробиться между наследниками, и в XIII в. образовалось уже около полусотни княжеств; в-четвертых, очень скоро обнаружились конфликты между князьями и местным боярством. Князья хотели неограниченно властвовать, а бояре стремились сами влиять на политику и ограничить самовластие князей.