Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0354028_B33A6_shpargalki_psihosomaticheskie_teo...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
150.53 Кб
Скачать

4. Гипотеза специфического отношения к конфликтам

Grace W.J., Graham D. T. (1952) рассматривают влияние сознательных установок на стресс и начало болезни. Авторы обратили внимание на важный элемент в констелляции возможных предикаторов (причин возникновения) болезни – самоинтерпретации происходящих жизненных событий, образ себя и мира у психосоматических больных.

Происходящие жизненные события по-разному воспринимаются и оцениваются психосоматическими больными и здоровыми людьми. Стрессовые психосоциальные события, взаимодействуя с другими факторами – наследственность, особенности поведения, создают предпосылки к болезни.

Обычно испытуемым предъявляется огромный лист жизненных событий, скластированных, например, в такие группы:

- здоровье (собственное и/или близких людей),

- репродуктивная функция,

- семейные отношения,

- учеба,

- профессиональная деятельность,

- перемены в обстоятельствах жизни (Wolff H., 1953, Walker P. et al., 1988).

Вместе с тем, по мнению Тaylor, помимо сознательных установок, не менее важны, например, и бессознательные значения придаваемые стрессу (1987).

Постклассическое развитие психосоматических представлений.

1. Концепции в рамках эго-психология 40-50-х годов.

В процессе развития и созревания психика и сома постепенно разделяются, и ребенок перестает жить в сцепленном психофизиологическом качестве. В различных травматических ситуациях возможна регрессия, так как полного разделения психического и соматического никогда не происходит. Подобные идеи являются достаточно популярными.

2. Теория Вейлланта подчеркивает, что для понимания индивидуальных реакций на стресс, важны понятия силы Эго и Эго-защитных механизмов (Vaillant G., 1977, Field H., 1977). Эти механизмы устанавливают психобиологический гомеостаз, контролируют побуждения и эмоции, смягчают эффекты действия внутренних и внешних стрессоров.

Вейллант выделяет 18 защитных механизмов и группирует их по степени зрелости.

Психотические защитные механизмы, характеризуются расстройствами в восприятии внешнего мира, что помогает человеку, тем не менее, «удержать» гомеостатическое равновесие: иллюзорная проекция, отрицание реальности, расщепление.

Незрелые защитные механизмы: неиллюзорная проекция, шизоидные фантазии, поведенческое отреагирование импульсов, пассивно-агрессивное поведение.

Невротические защитные механизмы: интеллектуализация, рационализация, изоляция аффекта, вытеснение, реактивное образование.

Зрелые защитные механизмы: юмор, подавление, сублимация, антиципация, альтруистические установки.

Разрушение этих защитных механизмов под влиянием стресса всегда приводит к экстраординарным биологическим и психологическим последствиям – нарушению физиологической функции. Вейллант объясняет это регрессией организма на более низкий – физиологический, уровень функционирования.

3. Engel G. с коллегами писали о стрессе потери объекта, то есть стрессе, вызванном смертью близкого человека, разрывом отношений с ним (Engel G., Reichsman F., 1956, Engel G., Schmale H., 1967). Их исследования детей и взрослых с лейкемией и язвенным колитом показали, что заболевания развиваются именно вслед за потерей или отделением ключевой фигуры, игравшей наиболее важную роль в жизни человека. Авторы подчеркивают значение внутренних опосредующих факторов, отмечая, что переживание события как потери, гораздо важнее реальности происходящего. Выделяют символическую потерю, угрозу потери, актуальную потерю (смерть, развод), каждая из которых может в равной степени спровоцировать начало психосоматического заболевания.

Предлагался гипотетический механизм: угроза потери объекта рождает комплекс чувств беспомощности – безнадежности и депрессии, увеличивающих уязвимость организма и риск возникновения болезни.

Психосоматические больные используют ключевую фигуру как часть себя, что позволяет им более успешно строить отношения с внешним миром. Эти люди становятся как бы внешним Эго больного.