Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Всеобщая история химии. Возникновение и развити...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Ремесленная химия в эллинистический период

В 332 г. до н. э. Египет в числе других стран Древнего мира был покорен войсками Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). В следующем году в дельте Нила был заложен город Александрия. Город этот благодаря выгодному географическому положению быстро вырос и сделался крупнейшим торговым и промышленно-ремесленным центром Древнего мира. После смерти Александра Македонского и распада его империи в Египте воцарился один из полководцев македонян Птолемей Сотэр, основавший династию Птолемеев.

В Египте поселилось много ученых и ремесленников-греков, которые овладели знаниями и практическим опытом египетских мастеров и жрецов и внесли свой вклад в дальнейшее развитие античной ремесленной техники. В Египте в этот исторический период, получивший название ''эллинистический'', скрестились знания и практический опыт двух древнейших культур: египетской и древнегреческой. Поселившиеся в Египте пришельцы-завоеватели - эллины (греки) получили доступ к накопленным в течение тысячелетий секретам египетской ремесленной техники, к рецептурной литературе, касающейся добычи и переработки драгоценных металлов и камней. Сами же греки принесли в Египет и свои обширные знания и опыт, также накопленные в течение длительного времени, начиная с критской и микенской культур.

Новые властители Египта Птолемей, подражая прежним фараонам и деспотам восточных империй, завели роскошный двор, окружив себя искусными врачами, учеными и астрологами. В качестве придворного учреждения Птолемей учредили Александрийскую Академию, вначале построенную по образцу Платоновской Академии. При Академии был организован музей (Дом муз), в котором были собраны различные редкости, а также богатейшая в Древнем мире библиотека. Почти тысячелетнее существование Александрийской Академии представляет собою одну из важнейших страниц истории науки. Здесь было сделано немало открытий, особенно в области механики, военной техники и физики, а также в области медицины.

Ремесленная техника эллинистического периода может быть охарактеризована как высшая ступень античной ремесленной техники. В эллинистическом Египте процветали важнейшие направления ремесленной химической техники: переработка металлических руд, производство и обработка металлов, в том числе производство разнообразных сплавов, красильное искусство с более широким ассортиментом красителей по сравнению с Древним Египтом, приготовление разнообразных фармацевтических и косметических препаратов.

До нас дошли некоторые литературные памятники эллинистического Египта, в том число и рецептурпо-химические сборники. Следует подчеркнуть, однако, специфический характер таких сборников. Они не представляли собой записок обычных мастеров-ремесленников, а скорее - представителей так называемого ''священного тайного искусства'', получившего в Александрии весьма широкое развитие. Древнеегипетские мастера владели искусством изготовления золотоподобных сплавов. Уже в первые столетия до н. э. такое искусство подделки металлов приобрело широкое распространение. Оно процветало и в самой Александрийской Академии, где и получило свое наименование.

Изучение дошедших до нас письменных памятников эпохи эллинистического Египта, содержащих изложение тайн ''священного тайного искусства'', показывает, что способы ''превращения'' неблагородных металлов в золото сводились к трем путям:

1) изменение поверхностной окраски подходящего сплава либо воздействием подходящих химикатов, либо нанесением на поверхность тонкой пленки золота;

2) окраска металлов лаками подходящего цвета;

3) изготовление сплавов, внешне похожих на подлинное золото или серебро.

Из литературных памятников эпохи Александрийской Академия особенно широкую известность приобрел так называемый ''Лейденский папирус X''. Этот папирус был найден в одном из погребений около г. Фивы. Он был приобретен голландским посланником в Египте и около 1828 г. поступил в Лейденский музей. Долгое время он не привлекал внимание исследователей и был прочитан лишь в 1885 г. М. Бертло. Оказалось, что папирус содержит около 100 рецептов, записанных на греческом языке. Они посвящены описаниям способов подделки благородных металлов.

Несколько позднее, в 1906 г., стало известно о существовании другого папируса, относящегося к тому же времени (III в. н. э.). Это так называемый ''Стокгольмский папирус'', попавший из того же источника (что и Лейденский) в библиотеку Стокгольмской Академии наук около 1830 г. Расшифровка этого папируса показала, что он содержит 152 рецепта, из которых 9 относятся к металлам, 73 - к изготовлению поддельных драгоценных камней и 70 - к крашению тканей, в особенности к окраске в пурпурный цвет. Впоследствии было установлено, что оба папируса - Лейденский Х и Стокгольмский - представляют собой единое целое и искусственно были разделены на две части при продаже. Хотя эти папирусы датируются эпохой Диоклетиана, они, очевидно, переписаны с более древних сочинений, и в частности сочинений Псевдо-Демокрита - Болоса из Мендеса, жившего в Египте в III в. до н. э. Во всяком случае эти тексты восходят к началу Александрийского периода и непосредственно примыкают к египетской жреческой доэллинистической традиции.

Рецепты ''Лейденского папируса X'' и ''Стокгольмского папируса'' неоднократно анализировались в историко-химической литературе. Около четвертой части рецептов ''Лейденского папируса X'' посвящены, как указал Е. Липпман [6], изготовлению дорого ценившегося в Древнем мире золото -серебряного сплава, известного в Древнем Египте под именем ''азем'' (греческое название ''электрон''). Однако в ''Лейденском папирусе'' под названием ''азем'' фигурирует несколько сплавов совершенно различного состава.

Исходными продуктами для получения азема служили различные металлы и сплавы. В основе искусственного азема лежала медь. Прибавки других металлов, сплавов и окислов металлов придавали меди серебристо-белый цвет и окраску, близкую к подлинному азему. В числе добавок рецепты упоминают олово, ртуть, свинец (с целью увеличения удельного веса), ''кадмию'' (нечистая окись цинка), ''орихалькум'' (вероятно, ''мессинг'', т. е. сплав меди с цинком), отбеливающий ''сандарак'' 1 (белый мышьяк) и др. Путем смешения всех этих компонентов в определенном порядке получался белый медный сплав (в основном окраска получалась при добавке к меди мышьяка). Для того чтобы придать окончательному продукту особенно ''благородный'' внешний вид, к нему подмешивали и некоторое количество серебра, что, по утверждению рецептов, делает сплав по качеству ''лучше природного''.

Полученный сплав путем добавок к нему дешевых примесей иногда ''удваивали'' (диплосис) или ''утраивали'' (триплосис). Добавками в этом случае служили медь с примесями уксуса, квасцов, соли, олова, ртути, ''магнезии'' (это слово, употреблявшееся в различных значениях, в данном случае означает сплав светло-белой окраски), свинцовые белила, ''золотистый свинцовый блеск'' (ацетат свинца). При соблюдении предписания рецептов относительно порядка и количеств добавок, как утверждает рецепт, получался настоящий ''истинно-египетский азем'', или же ''прима-азем''.

Кроме рецептов и предписаний по изготовлению различных видов азема, ''Лейденский папирус X'' содержит несколько рецептов получения серебро- и золотоподобных предметов, изготовленных из меди. Это достигалось путем ''отбеливания'' (левкосис) меди или окраски ее поверхности в желтый цвет (ксантосис), т. е. придания медному предмету вида золотого предмета. Для отбеливания меди служили наносимые па ее поверхность ''сандарак'', амальгама олова и свинцовые белила. Для придания медному предмету вида золотого его покрывали порошком настоящего золота в смеси с свинцовой пылью. Затем предмет прокаливали, окислившийся свинец отделяли, золото же оставалось на поверхности в виде тонкого слоя. Операцию повторяли несколько раз, увеличивая толщину золотой пленки так, чтобы покрытая таким путем золотой пленкой медь могла ''выдержать пробу''.

1 Собственно название сандарак относится к породе хвойного дерева. Прим. ред.

В ряде рецептов описываются и другие методы придания изделиям из меди вида настоящего золота и вообще приемы обработки поверхностей неблагородных металлов (меди) с целью придания им внешнего вида благородных металлов.

Несколько рецептов ''Лейденского папируса X'' посвящены способам окраски различных изделий яркими красками. В эллинистическом Египте особенно ценилась пурпуровая окраска, главным образом с применением растительных красителей с различными добавками. Под именем пурпура в ''Лейденском папирусе X'' фигурируют самые различные красители. В качестве добавок к растительным сокам применялись чернильные орешки, кора и семена растений, содержащих дубильные вещества, мыльный корень, моча, известь, винный камень, квасцы, ''мелантерия'' (купорос), как в обычном, так и в обожженном виде, различные сорта поваренной соли, нитрон (нечистая природная сода) и другие вещества и материалы. Кроме того, для различных технологических целей в предписаниях ''Лейденского папируса X'' рекомендуются квасцы, аурипигмент, ''хризоколла'' (ярь-медянка), ''кадмия'' (нечистая окись цинка), ''мизи'' (блестящий золотистого цвета колчедан), нитрон, реальгар, ''синопис'' (красные минеральные краски - киноварь, окислы железа, сурик и др.), ртуть и другие вещества.

Описанные в ''Стокгольмском папирусе'' приемы ремесленной химической техники в основном не расходятся с предписаниями Лейденского папируса. Как уже говорилось выше, часть рецептов Стокгольмского папируса посвящена металлам и их обработке, главным образом - поверхностной, с целью придать им внешний вид благородных металлов. Так описывается способ ''приготовления'' настоящего серебра. Согласно предписанию, медная жесть или пластинка ''кипрской меди'' вначале подвергается очистке многократным травлением ''уксусом красильщиков'' и квасцами, а также обработке ''хиосской землей'' и ''каппадокийской солью''. Затем жесть покрывают составом, содержащим некоторое количество настоящего серебра, и нагревают. Поверхность меди принимает вид настоящего серебра (мельхиор). В других рецептах ''Стокгольмского папируса'' описываются операции ''удвоения'' и вообще ''умножения'' серебра добавками меди с различными примесями.

Главная часть ''Стокгольмского папируса'' посвящена изготовлению жемчуга (перлов) и других поддельных драгоценных камней, главным образом путем добавок к стеклообразной основе различных окрашивающих веществ. Жемчуг приготовляли из смеси растертой слюды, воска и ртути. Из этой смеси на коровьем молоке с примесью траганта и яичного белка замешивали тесто, из которого формовали шарики подходящей величины. Последние в сыром виде просверливали, затем нагревали и полировали. При этом, по утверждению предписания, получался жемчуг, ''еще более красивый, чем настоящий''.

Для изготовления поддельных драгоценных камней в качестве стеклянной основы применялся так называемый ''табазис'', представлявший собою, по мнению Е. Липпмапа, стекловидный нарост, образующийся между стеблями бамбука. Он вывозился из Индии. Сплавлением этого кремнистого вещества с разнообразными окрашивающими добавками и приготовлялись камни, полировавшиеся перед поступлением в продажу. В ''Стокгольмском папирусе'' описывается приготовление таким путем изумруда, рубина, граната, аметиста, берилла, хризолита и некоторых других.

Наконец, в ''Стокгольмском папирусе'' фигурируют рецепты крашения шерсти в различные цвета. Среди красящих веществ упоминаются вайда, алканна, шерлах (кермес), орсель, красильная марена, чистотел и др. Большое значение древние красильщики придавали правильному подбору и применению вспомогательных веществ при крашении. Большое внимание уделяется знаменитой в древности краске - пурпуру. Один из рецептов описывает способ имитации настоящего пурпура: краситель изготовляли из смеси красителей вайды и алканны. В эту смесь добавляли и некоторое количество ''шерлаха'' (кермеса). Пропись сопровождается предостережением: ''держи рецепт в тайне''.

В историко-химической литературе обсуждался вопрос: для кого же собственно были составлены сборники рецептов, представленные в Лейденском и Стокгольмском папирусах?

Очевидно, следует принять, что оба рецептурных сборника III в. до н. э. предназначались главным образом для представителей ''священного тайного искусства'', центром которого была Александрийская Академия. Мы не обсуждаем вопрос о происхождении этих сборников, о их назначении. Интересующихся этими вопросами мы отсылаем к статье Г. Дильса [7]. Укажем лишь, что описываемые в рецептах обоих сборников операции, а также круг веществ и материалов, перечисляемых в сборниках, дают достаточно наглядное представление о состоянии и достижениях ремесленно-химической техники в первые столетия существования Александрийской Академии.

Несмотря на то что ремесленно-химическая техника Древнего мира и достигла значительных успехов, ее последующее развитие как в части расширения круга применявшихся веществ и материалов, так и в отношении усовершенствования технологических приемов обработки и изготовления веществ шло весьма медленно. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что некоторые предписания Лейденского и Стокгольмского папирусов в общем виде фигурируют в сборниках, появившихся несколько столетий спустя после создания упомянутых папирусов.

Александрийская Академия прекратила свое существование формально после завоевания Египта арабами. Однако уже задолго до этой даты (640 г.) библиотека и музей Александрийской Академии неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. Так, в 385 г. под руководством архиепископа Феофила христиане разрушили храм Сераписа, а 5 лет спустя погибли книги и свитки, хранившиеся в этом храме. В 415 г., по указанию патриарха Кирилла, был разгромлен Университет Академии, причем были убиты многие профессора. Христианское духовенство видело в деятельности Академии, в особенности в развитии теоретического естествознания, прямую угрозу подрыва только что сложившихся канонов христианской религии.

Отметим в заключение, что процветавшее в недрах Александрийской Академии ''священное тайное искусство'', т. е. разработка способов изготовления золото- и сереброподобных сплавов и придание изделиям вида настоящего золота, а также изготовление искусственных драгоценных камней, дорогих красок и т.д., получило в последние столетия существования Александрийской Академии широкое распространение и по крайней мере частично стало ''секретным'' достоянием ремесленников-химиков. Таким образом, в первые столетия новой эры наметилась обратная связь между представителями ''священного тайного искусства'' и ремесленниками-химиками. В дальнейшем, однако, эти связи в значительной степени оказались утраченными.