Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Российское право_Кашанина Т.В, Кашанин А.В_2009...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
22.09 Mб
Скачать

§ 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 613

в) личности задерживаемого — при задержании особо опас­ ного рецидивиста допустимо причинение более тяжкого вреда, чем при задержании лица, впервые совершившего преступле­ ние; большое значение имеют также число правонарушителей, их пол, возраст;

г) обстановке задержания — военное положение, чрезвычай­ ное положение позволяют применять более суровые средства.

Таким образом, вред, причиняемый задерживаемому, дол­жен быть минимальным. Он применяется лишь в случаях, ко­гда иными, не сопряженными с вредом мерами осуществить за­держание невозможно. Превышение мер, необходимых для за­держания лица, совершившего преступление, влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Например, К., совершившего карманную кражу, преследовала группа очевидцев и потерпевший Б. Спа­саясь от преследователей, К. вбежал в подъезд дома и стал под­ниматься по лестнице на верхний этаж. В это время Б. выстре­лил и ранил его. В подобной ситуации необходимости в ране­нии не было, так как, во-первых, совершенное преступление не представляет большой общественной опасности, а во-вторых, преступник не мог уже уклониться от задержания. Б. был при­знан виновным в причинении тяжких телесных повреждений.

Обоснованный риск. Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но представляющее собой обоснованный риск для достижения общественно полезной цели.

  1. Закон требует, чтобы риск соответствовал современным научно-техническим знаниям и опыту. Конечно, риск обязатель­ но связан с выходом за границы неизвестного, иначе это будет уже не риск. Но тем не менее он должен быть обоснован, не­ беспочвенен, не должен противоречить знаниям и опыту. Не считается оправданным риск человека, полагающегося на авось.

  2. Целью риска должно быть достижение какого-либо обще­ ственного блага.

  3. Общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием). Кроме того, средства должны быть соразмерны цели, т. е. для достижения не­ значительной цели недопустим серьезный риск. В любом слу­ чае должен выбираться наименее опасный путь. Если при этом создается угроза жизни человека, то, как правило, требуется со­ гласие этого человека.

4. Лицо приняло все меры, чтобы избежать неблагоприятных последствий, имеет серьезные основания надеяться на лучший

614

Глава 13. Уголовное право

§ 6. Понятие и цели наказания

615

и сход. Нельзя считать оправданным такой риск, который заве­домо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия, угрозой для жизни многих людей.

15 декабря 1938 г. во время испытательного полета на истре­бителе И-180 Поликарпова разбился В. Чкалов. Выяснилось следующее. Система охлаждения мотора была смонтирована не полностью. Во время полета он перегрелся и заглох. Шасси бы­ли смонтированы без расчета на их уборку, что также способст­вовало перегреву мотора и препятствовало планированию само­лета на аэродром, недалеко от которого и разбился В. Чкалов. Начальник летно-испытательных работ направил директору авиационного завода докладную записку, в которой отмечал недопустимость полетов в таких условиях. Однако конструктор самолета Н. Поликарпов настоял на вылете1. В рассматрива­емом случае имело место превышение обоснованного риска, что привело к гибели летчика.

Физическое или психическое принуждение. Лицо только тогда может быть привлечено к уголовной ответственности, когда в деянии проявились его сознание и воля. Если же его воля была парализована и у него не оставалось выбора между преступным и правомерным поведением, то подвергать его уголовному пре­следованию было бы несправедливо.

Принуждение лица к причинению вреда правоохраняемым интересам заключается в применении по отношению к нему методов физического или психического воздействия. Такое принуждение может выражаться как в физическом насилии (по­бои, пытки, причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы и др.), так и в психическом воздействии (угро­зы, объектом которых могут стать безопасность жизни, здоро­вья, честь, достоинство, имущественные интересы и др.).

Причинение вреда охраняемым законом интересам в резуль­тате физического принуждения, если вследствие такого прину­ждения лицо не могло руководить своими действиями, не явля­ется преступлением. Таким образом, если в результате физиче­ского принуждения воля лица была полностью парализована, оно действовало под влиянием непреодолимой силы, что ис­ключает его уголовную ответственность.

Психическое принуждение не лишает полностью возмож­ности руководства своими действиями, поэтому по отноше­нию к данному случаю, а также по отношению к ситуации

1 См.: Известия. 1988. 3 февр.

физического принуждения, полностью не парализовавшего во­лю причинителя вреда, применяются другие правила — прави­ла о крайней необходимости. Если путем причинения вреда правоохраняемым интересам избегается непосредственная уг­роза причинения более существенного вреда, то такое причи­нение вреда не является преступлением.

Исполнение приказа или распоряжения. Под приказом (рас­поряжением) понимается обязательное для исполнения требова­ние, предъявляемое начальником к подчиненному. Такое требо­вание может быть как устным, так и письменным.

Приказ или распоряжение — это прежде всего проявление воли начальника. Значимость воли исполнителя приказа, а сле­довательно, ее соотношение с волей начальника и возможность привлечения исполнителя к уголовной ответственности опреде­ляются такими факторами, как степень обязательности приказа (распоряжения) (сравним, например, приказ командира на во­енной службе и распоряжение начальника на гражданской службе), а также осведомленность подчиненного о противо­правности приказа (распоряжения). Понятно, что при убежден­ности подчиненного в их законности у него не возникает и мысли об их неисполнении. Поэтому за исполнение такого приказа лицо не несет уголовной ответственности, а уголовно­му преследованию подвергается начальник, отдавший преступ­ный приказ.

Другое дело, когда исполнитель был осведомлен о преступ­ности приказа и совершил преступление во исполнение данно­го приказа. Такие лица несут ответственность на общих основа­ниях. Правда, в зависимости от значимости возможных санк­ций за неисполнение приказа к ним могут быть применены нормы о психическом принуждении и крайней необходимости.