Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скалолазание для альпинистов.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
54.31 Кб
Скачать

5.7 Тактика

На Крымских маршрутах (и в Крыму вообще) настоятельно рекомендуется использование веревок 60 м.

- Это упрощает откат с маршрута. Дюльфера по 30 м лучше, чем дюльфера по 20-25 м.

- Сейчас многие маршруты пробиваются спусковыми кольцами из расчета по 30 м.

- Мультипитчи (большинство) также бьются в расчёте на возможность спуска с 60-кой пополам. К тому же ряд (педагогически важных) скалолазных трасс имеет длины более 25 м. Тренироваться на них менее чем с 60-кой просто неудобно.

В ряде случаев в Крыму оправдано использование двойной верёвки.

- Велика вероятность отката с маршрута (сложный маршрут, дефицит времени, нестабильная погода). Наличие двойной верёвки этот процесс резко ускоряет.

- Сложный, изломанный рельеф; густая страховка, длинные веревки. Прохождение 60 м пролёта между станциями на одинарной верёвке обычно заканчивается атлетическим упражнением по вытягиванию.

Оказалось, во многих случаях выгодно использовать «полуторную верёвку»: самую тонкую «единичку» (по ней при случае комфортно и зажумарить) плюс «половинка». Классическая «двойная» (две «половинки») в Крыму непрактична: аспект большей безопасности «двойной» здесь неактуален (мне неизвестны случаи аварий из-за перерубания верёвок в Крыму), а жумарить по «половинке» тяжело.

5.8 Нестандартности

Здесь мы рассмотрим пару ситуаций, в которые попадать бы не хотелось, но люди всё равно попадают и далее выкручиваются ну как придётся.

(1) Потеря тормозного устройства на дюльферах. Бывает. Варианты:

- Спуск на узле UIAA. К сожалению, сильно «крутит» верёвку. После спуска на 60 м верёвку нужно перебирать. Проблема спуститься на двойной.

- Карабинный тормоз. Требует двух карабинов опробованного «правильного» размера и имеет тот недостаток, что никто не помнит, как его делать.

- «Полуклассика» через карабин на беседке. По нагрузкам похоже на классический дюльфер; неплохо бы научиться прежде, чем применять в «боевых» условиях.

Любопытно отметить потерю определённой части исторической памяти. Молодёжь отлично разбирается в особенностях фирменного снаряжения, но уже систематически не знает, как кататься классическим дюльфером. А ведь может, однако, пригодиться.

(2) Плохая станция. Есть формы рельефа, где надёжную станцию можно собрать только на болтах. Не говоря о гораздо более частой ситуации отсутствия нужного снаряжения. Нужно отметить, что в Крымском альпинизме на нахоженных маршрутах эта ситуация свидетельствует о тактическом промахе (особенно сейчас, когда активно идет оснащение станций на маршрутах надежными стационарными точками с целью увеличения безопасности, облегчения отката с маршрута и упрощения спасработ).Варианты:

- Второй «подскакивает» на 15-20 м до первого пристойного места для создания промежуточной станции. Затем первый идёт дальше в поисках хорошего места.

- Первый лезет выше нужного места, а затем спускается парашютом или самовыдачей на 2-3 точки вниз. Здесь и делается станция, используя смонтированные выше точки как одну дополнительную точку.

5.9 Аварийность в «Крымском» альпинизме

Крючья у нас были, зато не было молотка. А закладок у  нас не было, потому что крючья были...  ...  Хорошо что кулуар не такой крутой, как мы, оказался.  А когда мы донизу доехали, то поняли, что пик Зимний  был совсем в другой стороне...  В. Стеценко, «Восхождение на пик Зимний».

Крымские скалы сложены в среднем довольно слабыми известняками. Они относительно покаты, относительно сильно разрушены с обилием обломочного материала на полках, мусора и травы в щелях. Исключения (Морчека, Челеби, Шаан-Кая) насыщены тяжелыми маршрутами 5б-6б к.тр., мало подходящими для регулярной «педагогической» активности (прохождение может быть объективно не безопасно, требовать высокой расхоженности и полной самоотдачи).

Паровозы и очереди в сезон на популярных маршрутах – это Крымское Зло. Они создают опасность двояко: падающие камни и попытки обгона.

Сброшенный камень – это криминал. Высокий стиль при движении по простому, но разрушеному рельефу, состоит в том, чтобы ни один кусочек мусора не шелохнулся. Участников необходимо к этому систематически приучать, неспособных приучиться к восхождениям не допускать. Опыт автора показывает, что в некоторых коллективах искренне почитается за доблесть метнуть вниз всё, что плохо лежит. Группы, допускающие это безобразие на маршруте, должно злобно «низводить и курощать» (детали см. «Малыш и Карлсон»).

Конечно бывает, что камень нужно сбросить. Он может лежать объективно опасно (e.g. сбрасываться страховочной верёвкой при натяжении). При этом важно серьёзно задуматься, кто находится внизу. В Крыму под стеной могут запросто быть и просто гуляющие люди, которые «совсем не причём».

Способы борьбы с паровозами и очередями просты:

- Очень ранние выходы.

- Мужественный отказ от восхождений, если выбранный (-ные) маршруты заняты.

- Минимизация восхождений в «высокий сезон» (майские праздники), вынесение восходительной активности на более подходящие периоды времени.

Все эти методы просты и не требуют больших вложений времени и средств. Они требуют только правильной воспитательной и организационной работы с участниками.

Другой важный источник тяжёлой аварийности в Крыму – это длинные падения на простых маршрутах. Причины слабой страховки на таких маршрутах отчасти объективные (неподходящий для страховки рельеф, e.g. покатые плиты с глухими щелями), но в основном субъективные:

- Неспособность страховаться – неподготовленность или отсутстие нужного снаряжения.

- Нежелание густо страховаться на простом рельефе – извращенное представление о том, что есть круто в альпинизме.

Очень часто такие падения обладают характерной разрушительной динамикой: человек соскальзывает по покатому до выступа/полки, бьётся ногами, переворачивается вниз головой. Следующий удар о рельеф получается в положение головой вниз и сопровождается тяжелыми черепно-мозговыми/лицевыми травмами. Особенно срывы на простом часты у лидеров-женщин.

Способы профилактики этого вида аварийности:

- Безопасность обычного хода тренировок «от простого к сложному» для Крымского альпинизма иллюзорна. Хорошее решение здесь: не ходить простые маршруты вообще (за исключением, наверное, признанной классики). Нормальная восходительная деятельность начинается с 5-й категории. Спортивные группы, не способные самостоятельно ходить 5-ю и выше, в идеале должны совсем не ходить, а совершенствовать скалолазный навык.

- Если очень приспичило – восхождения с инструктором.

- Прохождение скалолазных маршрутов-мультипитчей.

- Максимально покатая обучающая кривая для женщин-лидеров и женских связок. Обеспечание им «пассивных» сопровождающих-мужчин (не претендующих на лидерство, но стабилизирующих атмосферу работы на маршруте).

По альпинистской статистике советских времён, 95% аварий с тяжелым исходом происходило по субъективным причинам (неквалифицированность, разгильдяйство, недомыслие). И только 5% по объективным (скажем, камень падает на голову в заведомо безопасном месте). Насколько может судить автор, Крым не исключение. Лично мне неизвестны серьёзные аварии на Крымских стенах, которые не оставляли бы ощущения тоскливого недоумения глупостью произошедшей трагедии. Уважаемые начинающие восходители! Бессмысленная бравада может для вас плохо закончиться! Но закончится. А для многих ни в чём не виноватых людей испытание с этого момента только начнется...