Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Персональные мифы-Шаров.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
159.74 Кб
Скачать

Структура персонального мифа

Персональный миф раскрыт и развёрнут, прежде всего, для самого человека, поэтому персональный миф и есть реальный мир для человека. Теперь всё дело в том, чтобы выделить основополагающие структуры мифа. Миф как психологический механизм манифестации человеку его же собственных ценностно-смысловых образований в наглядно-образной и чувственно выразительной форме, имеет структуру и выполняет определенные функции в жизнедеятельности человека. Что касается структуры мифа, то А.Ф. Лосев содержательно интерпретирует её в «Диалектике мифа», – это произведение, собственно говоря, и есть диалектическое раскрытие структуры мифа. В конце работы он специально акцентирует внимание на диалектическом строении мифологии и структуре мифа. Она включает в себя: личность, историю и слово. Слово – это синтез личности как идеального принципа и её погруженности в недра исторического становления. Слово есть заново сконструированная и понятая личность. Понять же себя заново личность может, только войдя в соприкосновение с инобытием и оттолкнувшись от него, отличившись от него, т.е. прежде всего, ставши исторической. Слово есть исторически ставшая личность, достигшая степени отличия себя как самосознающей от всякого инобытия. Анализ диалектической триады, проведенный А.Ф. Лосевым, показывает процесс о-граничения слова во взаимодействии личности и её истории. Личность, о-граничивая и оформляя себя в слове, превращается в миф для себя.

В чем-то аналогичную структуру мифа предложил Ж. Локан, но с позиции языкового субъекта, который реализует себя, лишь, будучи расщепленным, на три ипостаси: реальную, воображаемую и символическую [10]. Сразу напрашивается параллель со структурой мифа А.Ф. Лосева, так реальная ипостась сопоставима с историей личности; воображаемая с личностью, а не ликом, поэтому суть или основа личности воображаема; символическую ипостась со словом. Однако данная параллель нам, кажется, вполне уместна исключительно в главном, в том, что определяет диалектику мифа. В остальном же это разные подходы, совпадающие в определении структурных образующих мифа, подчеркивая универсальность триады мифа. Здесь принципиально важно то, что миф – это продукт взаимодействия, процесс снятия глубинной сути личности и её манифестации. Мы бы сказали, что главное заключается в процессе и психологическом механизме снятия, как превращения. Диалектика мифа это тождество и различие внешнего и внутреннего, их взаимопревращение. В диалектике раскрывается структура мифа, но т.к. А.Ф. Лосев анализировал миф более всего в общефилософском плане, нам необходимо дать психологическую структуру персонального мифа. Предложенные А.Ф. Лосевым элементы структуры мифа (личность, история и слово) могут быть содержательно сопоставлены с подсистемами регуляции [15]. Где ценностно-смысловые образования – это внутренняя суть личности человека. Активность проявляется в деятельности, жизнедеятельности и истории человека, в диалектике внешнего и внутреннего. Рефлексия же, как диалектика одного и иного, как простраивание границ этого взаимодействия и оформление мифа, есть его определение и слово. Продукт рефлексивного оформления может быть наглядно-образным, вещественно-чувственным и схематично-символическим. Поэтому три подсистемы механизма регуляции и есть психологическая структура мифа, которая реализуется в превращении и обживается в разнообразных формах и видах.

Подводя итог рассмотрения персонального мифа можно сказать, что жизнь совершается и творится в мифе, т.к. миф это ценностно-смысловое пространство в котором человек обживается, а значит, оформляет и реализует свой жизненный проект. Персональный миф, в своей глубинной сути, есть хронотопически оформленная и спроектированная самость человека в мир людей и вещей. А говоря иначе, можно сказать, что персональный миф – это определённым образом ограниченная и оформленная ценностно-смысловая целостность, пространство нашей жизни, которое обживается человеком в процессе превращений, т.е. переживается, осмысливается и деятельно осваивается. В этом целостном, но ограниченном пространстве жизни личности происходит её самоутверждение, и она находит смыслы своего существования. Находит, а не создаёт. В мифе стягиваются и упорядочиваются многомерные границы в некую целостность, отдельные измерения которой могут быть представлены как: определённый горизонт реализации жизни, отрешённый от обыденного и фактического существования вещей и людей; смыслонесущая реальность, которая упорядочивает жизнь и помогает её осмыслению, переживанию; проявление и самоутверждение личности в мифической реальности; социокультурные и психологические механизмы превращения, а значит и существования человека.