Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рычагов общая хирургия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
14.45 Mб
Скачать

Глава III. Врачебная деонтология

Позднее направление больного в стационар, дна! ностические ошибки, к сожалению, имеют место в медицинской практике (и будут иметь), но они должны обсуждаться не публично, не с родственниками больного, а на вра­чебных клинических, клинпко-анатомических конференциях или на засе­дании комиссии врачебного контроля.

С другой стороны, правильные, конкретные, душевные взаимоотноше­ния с близкими роде пленниками больного помогают привлечь их к лечеб­ному процессу.

Особенно сложно установить контакт с матерью больного ребенка. Для матери здоровье ребенка - эю ее жизнь, все ее помыслы, все желания По­этому, если мать не почувствует доброго отношения к ее больному ребен­ку со стороны врача, то неминуемо возникает конфликтная ситуация.

Подчеркивая значимость привлечения родственников и окружения больного к лечебному процессу, следует всегда учитывать интересы боль­ного, которые заключаются прежде всего в сохранении тайны ею болезни. Если больной заинтересован сохранить в гайне какие-то сведения из его жизни, причины развития или характер заболевания врач не имеет права разглашать их даже среди самых близких родственников. В этом заключа­ется врачебная тайна.

Однако, если существует опасность неблагоприятного исхода заболе­вания, то врач обязан информировать близких родственников о возможных последствиях. Более того, интересы членов семьи, коллектива нередко тре­буют, в связи с заболеванием больного, проведения ряда профилактичес­ких мероприятий, а тто возможно только при раскрытии врачебной таймы В подобных случаях тайна разглашается только в пределах ограниченною круга людей, которые непосредственно занимаются организацией профи­лактики и лечения опасных заболеваний или обеспечением общественного порядка.

Следовательно, врачебная тайна - это соблюдение личных интересов больного, но не в ущерб его окружающим и обществу.

Научно-технический прогресс в медицине породил ряд деонтологиче-ских проблем, которые оказывают существенное влияние на лечебно-диа­гностический процесс.

Во-первых, некоторые врачи всю диагностику стали строить на резуль­татах анализов или инструментальных методов исследования, что привело к увеличению диагностических ошибок. Следует помнить - инструмен­тальные методы исследования являются дополнительными в диагностике. Во-вторых, нередко лечение основывается исключительно на данных лабораторных и инструментальных методов исследования. Не умаляя ро-

58

Глава III. Врачебная деонтология

ли и значения ппх методов диагностики, необходимо иметь в виду, что на­рушения гомеостаза отражают не только патологию, по и результат адапта­ции организма к действию патогенного фактора. Потому попытка огуль­ной коррекции всех отклонении от нормы - это не патогенетически обос­нованная терапия, а примитивный фельдшеризм.

В-третьих, мноше инструментальные методы исследования весьма тя­гостны для больных, а иногда опасны для жизни. Существует деонтоло-гическое положение: инструментальные методы исследования никогда не должны быть опаснее болезни. Поэтому применение сложных инстру­ментальных или лабораторных методов исследования, которые не явля­ются в достаточной степени безопасными или очень тягостны для боль­ного, без абсолютных показании и без согласия обследуемого нациста недопустимо.

Весьма актуальной проблемой врачебной деоиюлогпп является отказ некоторых больных от лечения. Это особенно остро проявляется в хирур­гии и онкологии.

Наиболее частой формой сопротивления терапии является скрытый от­каз 01 лечения. Многие больные хроническими заболеваниями знают о воз­можных осложнениях того или иного лечения, поэтому в целях «самосо­хранения», тайно ог врача не выполняют режим, не принимают лекарства пли применяют в другой дозировке, в результате чего снижается эффектив­ность лечебного процесса. Исходя из изложенного, врач, назначая то или иное лечение, обязан добиться его исполнения. Для этого нужно объяснить оо п.иому, а при необходимости и родственникам, суишоаь лечения и со­блюдения режима.

Второй вид сопротивления терапии - категорическая форма отказа от лечения. В принципе лечить пациента без его согласия нельзя, так как здо­ровье и жизнь - это его достояние и он имеет право распоряжаться ими но своему усмотрению. Однако больной человек, во-первых, не имеет нрава подвергать опасности здоровье и жизнь окружающих, полому при ряде за­болеваний (инфекционные болезни, сифилис, проказа, СПИД) лечение проводится в обязательном порядке, а при необходимости принудительно.

Во-вторых, больной человек не всегда может реально оцепить грозя­щую ему опасность; тяжелое состояние иногда лишает больною возмож­ности разумно принимать решение. В этих случаях главными помощни­ками врача являются родственники больного и его ближайшее окружение.

Если состояние больного крайне тяжелое и он неадекватно реагирует на окружающее пли находится в бессознательном состоянии, необходимо

59

ГЛЛВЛ 111. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

вызвать родственников и получить их согласие на лечение (операцию), что документируется соответствующей записью в истории болезни. Если вы­звать родственников не представляется возможным, То созывается консили­ум, на котором решают вопрос о необходимости того или иного лечения. За­ключение документируется подписями врачей, участвующих в консилиуме. В-третьих, отказ от лечения может быть связан со страхом перед лече­нием (операция, сложная манипуляция). Страх перед оперативным вмеша­тельством, сложной манипуляцией - явление закономерное, одно из досто­инств человека заключается в преодолении страха. [I в этом врач обязан помочь пациенту.

Мотивами отказа от операции чаще всего являются боязнь наркоза («засну и не проснусь») и страх перед неизвестностью. Независимо ог внешнего проявления страха одни больные его легко и просто подавляют сами, другим это дается определенным напряжением воли, третьи нужда­ются в посторонней поддержке. Подобная поддержка нужна mhoi им боль­ным, хотя они могут бравировать смелостью. Однако данная помощь должна оказываться деликатно, путем убеждения и ободрения. Но все это возможно при наличии доверия больного врачу. Поэтому главной причи­ной отказа от операции может быть недоверие врачу. Чем чаще отказыва­ются пациенты от операции у данного врача, тем нике ею авторитет сре­ди больных.

С деонтологнческой точки зрения необходимо признать за больным право выбора лечащего врача, тем более - оперирующего хирурга. Если больной не доверяет врачу, то конфликтная ситуации неизбежна, поэтому просьба больного о смене лечащего врача должна удовлетворяться. Следу­ет помнить, что недоверие к себе врач создает сам. Поэтому при возникно­вении подобных ситуаций врач должен спросить себя: «Что и когда я сде­лал неправильно».

Отказ больного от оперативного лечения иногда связан с тем, что хи­рург сам не уверен в необходимости данной операции и реальной возмож­ности выполнить ее Известный польский врач В.Беганьски пишет: «...Больной никогда не поверит в то, в чем ты сам (врач. - II.М.) пе уверен». Поэтому прежде чем предлагать операцию больному, врач должен быть убежден в ее необходимости и возможности выполнения.

И, наконец, отказ о г операции может быть обусловлен различными предрассудками, в том числе религиозного порядка. И в этой ситуации есть определенная вина врача, поскольку он не нашел путь к сердцу и душе па­циента, а он обязан это делать лучше, чем священник

60