Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema__14.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
193.54 Кб
Скачать

Особенности развития эпидемического процесса в очаге бактериологического поражения.

Как уже указывалось, основным фак­тором, влияющим на особенности фор­мирования очага бактериологического поражения и развития эпидемического процесса при применении противником БО, является аэрогенный путь инфицирования.

При искусственном аэрогенном пути инфицирования продолжительность ин­кубационного периода зависит не толь­ко от вида примененных возбудителей, но и в значительной степени от пути про­никновения возбудителя в организм и дозы инфекта. Известно, что при аэро­генном пути инфицирования при любых инфекциях происходит резкое сокраще­ние продолжительности инкубационного периода. Вот почему в условиях пред­намеренного распространения патоген­ных микроорганизмов развитие эпиде­мического процесса характеризуется возникновением в сжатые сроки после инфицирования большого числа заболев­ших. Следовательно, одномоментное массовое инфицирование населения приведет к тому, что развитие эпидеми­ческого процесса будет происходить не постепенно, как это бывает при есте­ственном развитии эпидемий, например гриппа, а в виде эпидемического взры­ва, когда подавляющее большинство первичных заболевших выявляется в течение короткого времени после зара­жения и минимального инкубационного периода при данной инфекции.

Массовое аэрогенное инфицирование людей возбудителями особо опасных инфекций, таких, как чума, натуральная оспа, сибирская язва, Марбургская бо­лезнь и др., имеющими множественный механизм передачи инфекции, приводит к высокому темпу развития эпидемичес­кого процесса в очаге на втором этапе, когда уже внешняя среда не является причиной заражения, а распространение инфекции происходит обычными путями для данного заболевания (от больных к здоровым).

Аэрогенный путь инфицирования не является естественным для многих ин­фекций, вызываемых с помощью приме­нения БС, поэтому при аэрогенном инфицировании развитие ряда инфекций характеризуется изменением клинико-эпидемической картины, усложняющей своевременную постановку диагноза, а следовательно, и своевременность при­менения средств специфической профи­лактики и лечения.

Развитие эпидемичес­кого процесса в виде взрыва требует одновременного выявления большого числа больных и контактных, организа­ции их одномоментной госпитализации и лечения. Это в свою очередь потребу­ет развертывания в короткий срок боль­шого количества временных инфекцион­ных стационаров и изоляторов, в том числе и на дому привлечения хозяйствен­ного имущества, создания диагностичес­ких лабораторий, организации питания, проведения заключительной дезинфек­ции и других мероприятий.

Возможные санитарные потери среди населения в очаге бактериологического поражения.

Исходя из характеристики поражаю­щих свойств БО, санитарные потери среди населения в очаге будут возникать как от непосредственного воздействия на организм микробных рецептур, рас­пространяемых в виде аэрозолей, так и в результате последующего эпидемичес­кого распространения инфекционных заболеваний. В связи с этим санитарные потери принято подразделять на первич­ные и вторичные.

Под первичными санитарными поте­рями понимается число заболевших людей в результате заражения их бакте­риальными аэрозолями (первичными и вторичными) через воздух, воду и про­дукты питания в период сохранения и действия примененных противником возбудителей во внешней среде.

Под вторичными санитарными поте­рями понимается число заболевших лю­дей в очаге в результате заражения от больных (первичных санитарных потерь) вследствие эпидемического распростра­нения инфекции на втором этапе разви­тия эпидемического процесса, когда внешняя среда уже не представляет эпидемической опасности.

Такая классификация санитарных по­терь имеет большое значение, так как она предопределяет средства и методы лик­видации последствий применения про­тивником БО.

Инфекционные болезни возникают при проникновении в организм человека или животного определенного количества микроорганизмов. В микробиологии это количество получило название инфици­рующей дозы (LDЬо). Для подавляюще­го большинства возбудителей заболева­ния эта величина различна и недостаточ­но изучена, особенно при аэрогенном пути инфицирования. Так, морские свин­ки заболевают бруцеллезом от введе­ния им 2-5 бруцелл, а заболевание овец вызывают уже весьма значительные дозы возбудителя - 20-500 млн. бруцелл. Человек заболевает кожной формой си­бирской язвы всего от десятка сибиреяз­венных палочек, а легочная форма сибирской язвы развивается, если вдох­нуть несколько тысяч спор.

Знание инфицирующих доз позволя­ет более реально приблизиться к подсче­там возможных первичных санитарных потерь от БО. Для этого необходимо иметь полное представление об очаге бактериологического поражения и в пер­вую очередь примерную концентрацию возбудителя в воздухе на данной терри­тории. В то же время с момента обра­зования аэрозоля начинается его рас­сеивание н физический распад (без уче­та микро-инкапсуляции). Аэрозоль коагу­лирует, некоторые частицы, соединяясь между собой, утяжеляются и быстро осе­дают. Под влиянием факторов внешней среды происходит гибель микроорганиз­мов со скоростью 2% в минуту. По дан­ным экспертов ВОЗ (1970), распад бак­териального аэрозоля идет со скоростью от 0,01 до 0,3 % в минуту. Не менее важ­ным фактором при расчете инфицирую­щей дозы является дисперсный состав аэрозоля. Аэрозольное облако полидис­персно, средняя величина частиц в нем составляет от 1,5 до 13 мкм. Наиболее оптимальной величиной при проникнове­нии в дыхательные пути и заражении считаются частицы величиной в 4-5 мкм, составляющие 10% от аэрозольно­го облака, а также частицы менее 0,2 мкм. Элементарные расчеты показывают, что чем мельче бактериальные аэрозоли, тем меньшее их количество вызывает забо­левание.

Размеры возможных первичных сани­тарных потерь в очаге бактериологи­ческого поражения зависят в первую оче­редь от сроков обнаружения факта при­менения противником БО и своевремен­ности оповещения населения об угрозе заражения, от степени обеспеченности и применения населением средств ин­дивидуальной и коллективной защиты, а также от применения средств общей экстренной профилактики, т. е. от превен­тивного лечения препаратами широкого спектра действия. Снижение степени опасности возникновения первичных са­нитарных потерь от вторичных аэрозолей зависит от своевременности проведения мероприятий по обеззараживанию зара­женной территории и других объектов внешней среды, дезинфекции помеще­ний и санитарной обработки населения.

Размеры первичных и вторичных са­нитарных потерь будут (зависеть от сво­евременности н полноты проведения комплекса (мероприятий гражданской обороны по защите населения и от объ­ема и своевременности проведения про­тивоэпидемических и в первую очередь дезинфекционных мероприятий. На вели­чину возможных вторичных санитарных потерь при контагиозных инфекциях в очаге влияют в первую очередь размеры первичных санитарных потерь, а на ско­рость распространения инфекционных заболеваний - восприимчивость макроор­ганизма и контагиозный индекс инфек­ции.

Методика расчета санитарных потерь в очаге заражения.

При оперативных расчетах потери населения в районах стихийных бед­ствий и катастроф можно определить по следующей формуле:

Сп=К х И х Н х Р х Е, где

Сп - санитарные потери населения, человек;

К - численность зараженного населе­ния, контактировавшихся человек;

И - контагиозный индекс;

Н - коэффициент неспецифической защиты;

Р - коэффициент специфической за­щиты (коэффициент иммунности);

Е - коэффициент экстренной профи­лактики (антибиотикопрофилактики).

Величина "К" принимается при конта­гиозных инфекциях 50%, при малоконтагиозных инфекциях 10-20% от общего количества населения.

Контагиозный индекс "И" - это числен­ное выражение готовности к заболеванию при первичном инфицировании каким-либо определенным возбудителем. Кон­тагиозный индекс инфекций составляет для желтой лихорадки, ботулизма, менингококковой инфекции, бруцеллёза -0,2; для туляремии, Ку-лихорадки, сып­ного тифа - 0,5; для сапа, мелиоидоза, пситтакоза, холеры - 0,6; для геморраги­ческих лихорадок - 0,7; для американс­кого энцефаломиелита, кори, оспы - 0,95;

для легочной чумы -1,0.

Коэффициент неспецифической защиты "Н" зависит от своевременности проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии, за­щищенности питьевой воды и продуктов питания от заражения возбудителями, разобщения населения на мелкие груп­пы при воздушно-капельных инфекциях, наличия индивидуальных средств защи­ты от насекомых и др. Он может соста­вить при отличной санитарно-противоэпидемической подготовке населения -0,1; при хорошей - 0,2; при удовлетво­рительной - 0,3; при неудовлетворитель­ной - 0,6. Если население попало в зону катастрофы биологически опасного объекта, то в любом случае коэффици­ент "Н" будет равен 0,9-1,0.

Коэффициент специфической защиты "Р" учитывает эффективность различ­ных величин рекомендуемых в настоя­щее время для специфической профи­лактики инфекционных заболеваний. Если население иммунизировано про­тив данной инфекции, то коэффициент иммунности при желтой лихорадке, бо­тулизме составит 0,25; при Ку-лихорадке, туляремии, оспе, сыпном тифе, менингококковой инфекции, кори - 0,35; при чуме, холере, сибирской язве, брюшном тифе - 0,5; при бруцеллёзе - 0,75; при сапе, мелиоидозе, пситтакозе, американ­ском энцефаломиелите - 0,9-1,0. Если же тип эпидемической вспышки не уста­новлен и не проводилась иммунизация населения в эпидемическом очаге, то коэффициент иммунности с некоторым приближением можно считать равным -0,5.

Коэффициент экстренной профилак­тики (антибиотикозащищённости) "Е" соответствует доле зараженного населе­ния, которое не поддаётся специфичес­кой защите антибиотиками от данного возбудителя болезни. Значение этого коэффициента при чуме, туляремии, Ку-лихорадке, менингококковой инфекции, сибирской язве - 0,5; при холере - 0,85;

при натуральной оспе, сапе, ботулизме -1,0. Если же экстренная профилактика не проводилась, коэффициент также равен 1,0.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]