Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Баронин А.С. Этнопсихология - 2000.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
812.03 Кб
Скачать

4.3.5. Этнические стереотипы и средства массовой информации

Этнические стереотипы могут формироваться также под влиянием средств массовой информации. Эффективность массового информаци­онного воздействия помимо других факторов зависит от правильной оценки и учета свойств и характеристик различных каналов информации. Вопрос тактики применения различных средств массовой информации и политической пропаганды зависит от конкретных задач. На основе уче­та свойств канала и особенностей восприятия передаваемой им инфор­мации можно так, например, представить освещение какого-либо собы­тия по радио: репортаж о данном событии в его развертывании — каж­дый час новые детали; полная картина того же события с оценкой в обстоятельном комментарии, завершающем формирование установки. Это лишь один из вариантов целенаправленного использования каналов информации для оперативного решения политических задач.

По мнению С. Московичи, благодаря журналистам влияние средств массовой информации на общество вопреки "традиции и разуму" про­должает усиливаться. Переходит оно на личности либо ополчается на национальности, обычаи, нравы — разум замирает в нерешительности и теряется. Не один раз мы могли видеть, до каких крайностей может дойти кампания, проводимая средствами массовой информации. Конечно, интересы этнических общностей не исчезают, они остаются в тени, а средства массовой информации вследствие искаженного освещения событий превращают эти интересы то в теории, то в страсти, которые вызывают образование ошибочных негативных установок по отношению к представителям других этнических групп.

Возможности формирования средствами массовой информации эт­нических стереотипов не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для многих людей пресса, радио и особенно телевидение являются авторитетом. Мнение средств массовой информации становит­ся их мнением, вытесняя мышление и индивидуальные установки. Под влиянием масс-медиа эти люди становятся своего рода марионетками, способными откликнуться на любые попытки завязывания этнического или национального конфликта.

Рассматривая механизм формирования этнических стереотипов средствами массовой информации, необходимо выделить причины их вли­яния на общественность. Во-первых, для многих людей средства массо­вой информации являются авторитетным источником, который не оце­нивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не об­ладает достаточными знаниями для формирования собственного мне­ния или установки; когда вследствие особой симпатии к телеведущему, передаче, газете, корреспонденту и т. д. у индивида притупляется кри­тическая оценка информации. Во-вторых, большое значение имеет ста­тус, а также авторитет источника информации. Например, совершенно различными будут результаты информационного воздействия на обще­ственность, производимого с экранов телевизоров отдельным респонден­том на улице либо неизвестным социологом и известным в обществен­ных кругах специалистом либо политическим деятелем. Чем выше ав­торитет источника, тем, соответственно, выше доверие к этой информации со стороны аудитории. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, она все равно закрепит­ся в сознании, хотя и не в качестве бесспорной истины.

Феномен авторитета средств массовой информации заключается так­же в способности "снять ответственность" за принятие решения. "Уби­вайте, — говорил Геринг, — каждого, кто против нас, убивайте, убивай­те, не вы несете ответственность за это, а я, поэтому убивайте!". "Я ос­вобождаю человека, — продолжает Гитлер, — от унижающей химеры, которая называется совестью. Совесть как и образование, калечит чело­века. У меня то преимущество, что меня не удерживают никакие сооб­ражения теоретического или морального порядка" [38, 27].

Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его мож­но однозначно зафиксировать в крайнем положении какой-то из по­лярных фаз с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта за последствия своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения действия индивида при­обретают новые черты. Исчезает всякая критическая оценка своего по­ведения, а также беспокойство за результат, который может повлечь само поведение. Все в его поведении представляется правильным и справед­ливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. Здесь на определенном этапе складывается внутренний конфликт. Он возни­кает тогда, когда человек начинает осознавать несоответствие своего поведения своей личной установке. С этого момента перед ним возни­кает дилемма: либо продолжить действия, определенные авторитетом, уг­лубляя внутренний конфликт, либо прекратить эти действия, поставив под удар индивидуальное для человека значение авторитета. Последнее часто ведет к тому, что человек в дальнейшем избегает мнения этого авторитета и руководствуется своим опытом и мнением. Однако прес­са научила, как массифицировать человека. Она сумела найти его, ког­да он один, дома, на работе, воссоздавая для него в четырех стенах то, за чем ему раньше нужно было идти в клуб, на площадь, где его мне­ние сформировалось бы под влиянием мнения оппонентов. Здесь же он лишен вариантов его выбора. В этом смысле влияние средств массо­вой информации сравнимо с массовым гипнозом.

Например, влияние средств массовой информации на формирование этнического стереотипа можно проследить в период боевых действий в Ичкерии в 1996—1997 гг. Ввод российских войск на ее территорию рассматривался как законная попытка восстановления конституционного строя в России. Однако средства массовой информации практически не искали причин конфликта в политических устремлениях отдельных де­ятелей и тем более в этнических предпосылках его возникновения. Вместо этого на экранах телевизоров ежедневно показывали тела по­гибших солдат российской армии, кровопролитные бои и интервью с матерями погибших бойцов. Среди российского населения, особенно среди тех, чьи дети находились на службе в Федеральный войсках либо попадали под призыв, справедливо формировался негативный стерео­тип "чеченца-убийцы". Аналогично негативный стереотип "русского аг­рессора" формировался среди чеченского населения под влиянием средств массовой информации Ичкерии.