Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скакун.Теория гос и права.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.16 Mб
Скачать

§ 3. Обычное право и суды в условиях колонизации стран Африки

До колонизации стран Африки обычаи испытали влияние христианства, мусульманства, но оно не было всепоглощающим. Так как ни христиане, ни мусульмане не утвердили господство своей религии, нормы-обычаи продолжали действовать, даже если они противоречили новой вере. Вместе с тем влияние христианства и ислама сохранилось до наших дней и сказывается на характере формирования правовых систем.

Эфиопия стала христианской страной в начале IV в. Другие страны Африки и Мадагаскар - в XIX в. Среди жителей Африки 30 % - христиане. Начало распространения ислама в Африке приходится на XI в. Регионы его влияния - страны Западной Африки, лишь позднее (XIV-XV вв.) оно охватило Сомали и берега Индийского океана. 35 % населения экваториальной Африки - мусульмане. Следствием христианизации и исламизации обычного права Африки и Мадагаскара явилась утрата веры в сверхъестественное, магическое существование норм-обычаев как созданных миропорядком. Обычай стал восприниматься только тогда, когда он освящался религией. Это было первым шагом на пути постепенной утраты древних обычаев, их авторитета. Происходило ограничение сферы их влияния.

Второй шаг в вытеснении обычного права приходится на период колонизации африканских государств (XIX в. - 50-60‑е гг. ХХ в.). Насаждаются нормы и судебная система европейского права - английского, бельгийского, португальского, французского. Французское право введено во французских колониях Африки и Мадагаскаре. Бельгийское - в Конго; португальское - в Анголе и Мозамбике; общее английское право - в английских колониях; романо-голландское, а позднее английское общее право - в Южной Африке1. Без правовых норм колонизаторы не могли создать необходимую систему производственных отношений, которая обеспечивала бы приток сырья, сбыт продукции и т.д. Обычное право не могло дать необходимой правовой базы, поэтому право заимствовалось у Запада. Это касается, прежде всего, торгового, акционерного, патентного, морского, трудового2 права. Стали применяться иностранные кодексы - французский Уголовный кодекс (с 1946 г. во французской Западной Африке и Мадагаскаре), английский Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в английской Западной Африке).

Правовые формы особенно широко использовала Англия при проведении колониальной политики. Она создавала колониальную империю в Африке в значительной степени посредством распространения там действия своей юрисдикции. В каждой отдельной колонии функционировала система колониальных судов, которой были присущи свои отличительные черты. Однако в целом она имела одну и ту же структуру для всей британской Африки. Низшей судебной инстанцией повсюду являлись традиционные местные суды, сохраненные англичанами в соответствии с проводившейся политикой «косвенного управления». Более высокой инстанцией были суды магистратов - собственно английские суды, созданные для применения в колониях английского права. Верховные суды также формировались английскими судьями.

Войдя в общую систему колониальных судов, традиционные суды стали территориальными, т.е. правосудие отправлялось в рамках административно-территориальных единиц. Это противоречило характеру применяемых ими обычно-правовых норм, т.е. норм общины, а не территории. Ограничивалось и применение в судах норм обычного права. Нормы, противоречащие «справедливости и морали» общего права, отвергались.

Сильным изменениям подверглось регулирование земельных отношений обычным правом. По аналогии с судами в Англии земельные участки рассматривались судьями в качестве собственности. Общинная земля подвергалась конфискации и продавалась во исполнение решения об уплате долгов отдельным лицам. В результате отчуждаемая земля становилась частной собственностью.

В вытеснении обычного права более существенную роль сыграли традиционные местные суды, нежели верховные суды и суды магистратов. Именно местные суды были обязаны отправлять правосудие на основе норм обычного права1. Верховные суды и суды магистратов руководствовались обычным правом в гражданских и уголовных делах только тогда, когда их сторонами были туземцы.

Таким образом, колониальные суды изменили обычное африканское право в направлении оформления дуалистической системы права:

 право, введенное метрополиями;

 обычное право.

Иностранное право регулировало административно-правовые, торговые, уголовно-правовые отношения. В сфере действия обычного права оставались землевладение, семейные и наследственные отношения (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства). Так, во французской Африке и Мадагаскаре нормы обычного права были сведены к регулированию сфер семейных отношений, земельного режима, обязательственных отношений. В бельгийском Конго обычное право сохранилось также в области регулирования уголовно-правовых отношений. Всё это свидетельствует о различном ограничении сфер распространения норм обычного права в странах Африки.

Неодинаковый удельный вес действующих норм обычного права объясняется:

(1) существенными различиями в образе жизни, языке, культуре, расовой принадлежности народов, населяющих эти страны;

(2) разной степенью восприятия обычным местным правом элементов мусульманского права и права бывших колониальных государств.

Внедрение права метрополии в странах Африки производилось специальными декретами и законами колониальной страны и применялось в той мере, в какой было в них определено. Местный законодатель мог вносить изменения в заимствованное право.

Суды были вправе исключать традиционную норму, которая, по их мнению, не подходила к местным условиям. Появилось многообразие норм в пределах одного государства, не говоря уже об их различии в разных странах Африканского континента.

Разные пути ориентации (капиталистический и социалистический) после получения независимости африканскими странами не могли не оказать влияния на формирование их правовых систем. Одни формировались на основе признания права частной собственности, другими она отвергалась.