Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скакун.Теория гос и права.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.16 Mб
Скачать

Часть II

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

2.1. Китайское право

§ 1. Общая характеристика дальневосточной группы правовых систем

Дальневосточная группа правовых систем - совокупность правовых систем, в основе формирования которых лежат не нормы права, а нормы морали, обычаи, традиции. Большое значение уделяется ритуалу.

Дальневосточную группу составляют правовые системы Китая, Гонконга, Японии, Бирмы, Кореи, Монголии, стран Индокитая, Малайзии. Китай и Япония выделяются спецификой нравственно-идеологического подхода к праву, который оказал влияние на правовые системы других стран Востока.

В отличие от континентального, общего и смешанного типов правовых систем, дальневосточное право отдаёт предпочтение общесоциальным нормам как образцам поведения - норме морали, норме-обычаю, норме-традиции. Ими обусловливается как закон, так и судебное решение. Закон и судебное решение для современного развития дальневосточной группы правовых систем также имеют существенное значение. Правда, их роль иногда является производной от традиционных норм морали и традиций.

Дальневосточный регион в прошлом правовом развитии не испытал сколько-нибудь существенного влияния ни европейских правовых систем, ни американской. Однако в настоящее время государства этого региона активно воспринимают правовые новации стран европейского и американского континентов, ориентируются на совершенствование национального законодательства и использование достижений иностранного права (особенно Япония).

В странах Дальнего Востока изначально господствовало философско-нравственное представление о социальной жизни как части естественного миропорядка. Образцом для устройства общества всегда служила гармония природы. Роль права с его формализмом и внешним принуждением оценивалась невысоко. Считалось, что с помощью права можно установить начальную ступень порядка, которая характерна для варварских народов.

Цель неписаных правил, освященных традицией, состоит в том, чтобы обеспечить социальную гармонию, при решении конфликтных ситуаций дать возможность проигравшему «сохранить лицо». В странах континентального и общего права основополагающим результатом применения права является ясность и недвусмысленность решения, в конечном итоге однозначно устанавливается потерпевшая сторона. В праве дальневосточной группы стран решение в пользу какой-либо из сторон принимается редко. Краеугольным камнем в правовых системах дальневосточных стран является компромисс, который достигается без привлечения закона.

§ 2. Понятие китайского права и философско-нравственные источники его формирования

Китайское право - совокупность поддерживаемых государством нравственных, этических, религиозных и правовых норм, сложившихся на основе философско-нравственных концепций даосизма, конфуцианства, легизма.

Из даосизма (основоположник учения Лао-цзы, VI в. до н.э.) была воспринята идея о существовании «дао» - естественного закономерного пути, по которому развивается Вселенная и должен следовать человек. Дао - закон неба, природы и общества, который способен восстанавливать справедливость. Всё неестественное (искусственные установления в сфере управления, законодательства и др.) считается отклонением от дао. Следуя закону дао, человек не должен проявлять самостоятельной активности, не пытаться совершенствовать общество, государство, законы, а полагаться на дао и возвратиться к естественности.

Существенное влияние на идеологию Китая оказало конфуцианство (VI в. до н.э.). Влиятельным идеологическим течением оно стало сразу после возникновения, а во II в. до н.э. было признано официальной идеологией и взяло на себя роль государственной религии. Вплоть до революции 1911 г. конфуцианство оставалось основой официальной идеологии и сохранило своё влияние до сегодняшнего дня (в модернизированном виде).

Философское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), в отличие от даосизма, состоит в дифференциации мира природы и мира человека, утверждении активности личности, а не её бездеятельности. Согласно конфуцианству природный закон - дао или тиан дао (божественный путь) - не управляет непосредственно миром человека. Мир человека не растворяется в мире природы, поскольку природа - идеальный мир. Человек должен стремиться к миру природы, к гармонии с ней в своих мыслях, чувствах, действиях, хотя достичь её никогда не может. В целях­ достижения гармонии с окружающим миром природы человек должен разработать правила «правильного» поведения (ли). В соответствии с этими правилами взаимоприемлемые отношения представляют собой основу естественного равновесия.

Для сторонников даосизма все люди по отношению к дао равны. Конфуцианство исходит из неравенства людей, суть «правил» правильного поведения трактует в зависимости от социаль­ного положения каждого в семье, среди соседей, в официальной иерархии общества, в государстве. «Ли» (правило /ритуал/ правильного поведения) определяется для каждой ситуации конкретно - для пожилого и молодого, управленца и подчинённого по службе и т.п. Оно регулирует отношения между отцом и сыном, старшим и младшим братом, мужем и женой.

«Ли» представляет собой соединение моральных и правовых норм, ведущими среди которых являются моральные. Для правителей это нормы добродетели в управлении, для подданных - нормы нравственности в поведении. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». «Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Конфуцианство отдавало предпочтение нравственно-этическим нормам, а не нормам права и их принудительному исполнению в судах. Нормы права рассматривались как принудительные, формализованные, не способные учесть всего многообразия факторов, связанных с социальным положением сторон.

Обращение в суд трактовалось как:

(1) пренебрежение правилами «правильного» поведения. «Ли» заключается в беспристрастном разрешении конфликта посредством спокойного обсуждения, а не в акцентировании внимания на разногласиях и апеллировании в суд с целью их разрешения;

(2) нарушение общественного спокойствия. Попытка публично уличить сограждан в нарушении правил воспринималась как грубость и невоспитанность, отсутствие скромности и готовности пойти на компромисс.

Общее правило управления народом (добродетельное управление) обосновывается следующим образом: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». При этом добродетель в трактовке Конфуция - это комплекс этико-правовых норм и принципов: правила ритуала (ли); человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительности в отношении родителей (сяо), преданности правителю (джун), долга (и) и др. Эта нормативная целостность включает в себя все формы социального регулирования того времени, за исключением позитивного закона (фа). Отрицательное отношение Конфуция и его последователей к позитивному закону (фа) обусловлено его традиционно карательным значением, связью с жестокими наказаниями. Игнорировалось право как система строгих логических и формальных норм, судебные решения. Не ценились юридические профессии и школы.

Школа легистов (IV в. до н.э.) встала на путь обоснования необходимости подчинения закону людей - и правителей, и подданных. В отличие от конфуцианства, возлагающего надежды на добродетель человека, возможность его убедить и воспитать примером правителей, легисты отстаивали управление, опирающееся на законы (фа) и суровые наказания. Видным теоретиком легизма считается Шан Ян (IV в. до н.э.). Значительной фигурой в деле утверждения и развития легизма в Китае признан Хань Фэй (III в. до н.э.).

Если конфуцианцы верили в добродетель человека, в его способность сообразовывать свое поведение с нравственными принципами, то легисты усматривали в действиях человека только корыстные устремления и требовали наказания в соответствии с законами. Если конфуцианцы рассматривали неравенство и иерархическое соподчинение в обществе как показатель его гармонии, то легисты, провозглашая равенство людей перед законом, считали возможным привить правильное поведение суровым наказанием, установленным в санкциях норм. Взамен конфуцианским нормам-ритуалам и этическим нормам как регулятору общественных отношений легисты предложили правовые нормы. Эти нормы в равной мере одинаковы для всех. Они стандартны, устойчивы, доступны.

Хань Фэй сделал попытку нового толкования основополагающих понятий даосизма и конфуцианства. Отстаивая господство закона, он критиковал самовластие чиновников, называл их узурпаторами, противопоставлял им легистов - «умных и сведущих в законах людей». Считая неприемлемыми тяжкие наказания в качестве средства управления, Хань Фэй требовал дополнить законы искусством управления, ответственности правителей перед законом: «Если монарх желает управлять страной, руководствуясь законом, то достаточно обнародовать его и исполнять… Закон не делает исключений… Виновные министры не могут уйти от наказания».

Концепция произвольного саморегулирования мира не воспринималась легистами. Закон они считали основой регулирования отношений в обществе. При этом законы должны изменяться с течением времени. Хань Фэй утверждал: «Время и закон не развиваются одинаково, и пусть старые законы дошли до нас, всё же копировать их нельзя».

Каждая из указанных концепций (даосизм, конфуцианство, легизм) в разной степени оказала влияние на правосознание китайского народа. Конфуцианство, которое впоследствии впитало в себя некоторые идеи своих оппонентов, оказалось наиболее стойким и распространённым по стране, переходящим из поколения в поколение. Под влиянием жизненных обстоятельств последователи конфуцианства вынуждены были признать, что для регулирования поведения людей требуется позитивное право. Однако закон они поставили ниже «ли», хотя не отвергли его важности.