Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
philos_07_07_13.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

5.5 Проблемы развития бытия. Принцип глобального эволюционизма

Современная наука утверждает принципиально новое виденье естественного и социального мира и новое понимание процессов развития.

Картина мира, которую рисует классический разум, – это мир, жестко связанный причинными связями. Эти связи имеют линейный характер, а следствие, если и не тождественное причине, то, по меньшей мере, пропорционально ей. По причинным цепям ход развития может быть рассчитан неограниченно в прошлое и будущее. Процессы, которые происходят в мире, представлялись как обратимые во времени, распространяемые на неограниченно большие промежутки времени; случайность исключалась как что-то внешнее и несущественное; эволюция рассматривалась как однонаправленный процесс, у которого нет отклонений, возвращений, побочных линий.

Наука второй половины ХХ в. дает основание утверждать, что процесс становления, усложнение организации свойственен не только биологическим системам, но и системам неорганической природы (концепция эволюции Вселенной Фридмана и Хаббла, неравновесная термодинамика Пригожина, синергетика, идея самоорганизации в кибернетике и теории информации Винера и Эшби). Если раньше считали, что Вселенная как целое не может развиваться, является стационарной, то в ХХ в. возникла теория расширяющейся Вселенной. Идея развития не только проникает во все сферы природных явлений, но и получает глобальное космическое значение: границы применения этой идеи расширились от микромира до Метагалактике.

Это стало основанием для формирования концепции глобального эволюционизма как системы представлений о всеобщем процессе развития природы в разнообразных конкретно-исторических ее формах. Картина мира классической науки выглядит с современной точки зрения, как остроумно замечает известный бельгийский ученый лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин, почти «как карикатура на эволюцию». Мы живем в принципиально нестационарном универсуме. Это, по мнению известного английского астрофизика Джона Джинса, «прекрасная, потрясающая и удивительная Вселенная». В картине этой Вселенной неразрывно связанны три понятия: случайность, необратимость, уникальность. Характерной особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, считает Пригожин, является то, что мы переходим от равновесных ситуаций к уникальным, особенным и неравновесным.

Этот факт нашел свое воплощение в формировании нового междисциплинарного научного направления, которое изучает механизмы самопроизвольного (спонтанного) возникновения упорядоченных структур в открытых нелинейных системах, – синергетики. Синергетика открывает необычные стороны мира: его нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно возрастают, вплоть до бесконечности за конечный промежуток времени), нелинейность и открытость (разнообразные варианты будущего), возрастающую сложность формообразований и способов их объединения в эволюционирующие целостности (законы коэволюции). Она дает возможность шире взглянуть на процессы развития и глобальной эволюции и разработать основные принципы современной концепции самоорганизации. До создания синергетической концепции самоорганизации не существовало общей парадигмы исследования, на основе которой можно бы было проанализировать и свести в единое целое разнообразные результаты, которые были получены в астрономии и космологии, физике и химии, биофизике и биохимии, генетике и молекулярной биологии, геологии и экологии.

На основе этих исследований в настоящее время формируется новый взгляд на мир. Универсум рассматривается как сложноорганизованный, открытый, находящийся в постоянном становлении; понятия «бытия» и «становления» объединяются в одну понятийную систему, идея эволюции органически входит не только в науки о живом, но и в физику, и в космологию. Современная наука окончательно разбивает миф о жестко детерминированной и стабильной Вселенной.

«Мир более не кажется музеем» (И. Пригожин), а рассматривается как процесс, как последовательность разрушительных и созидательных моментов, в которых важную роль играет не только однозначный детерминизм, но и стохастические (вероятностные) процессы. Мир становления наполнен неожиданными поворотами, которые связаны с выбором путей последующего развития.

Синергетика радикально изменила понимание отношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией: оказалось, что хаос не является абсолютной противоположностью гармонии и результатом разрушительных сил, результатом непреодолимого роста энтропии, как это казалось раньше, а является переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии. Все это способствует уточнению и конкретизации таких философских категорий, как структура и система, порядок и хаос (беспорядок), устойчивость и неустойчивость, простота и сложность, которые используются при характеристике процессов развития. Возникает необходимость пересмотра содержания категорий «время» (в контексте нового понимания необратимости времени и нового толкования соотношения между будущими и современными состояниями нелинейной среды), «пространство» (содержание этой категории расширяется за счет нарушения традиционного понимания пространственной симметрии), «необходимость» и «случайность», «детерминизм». Формируются предпосылки для разработки современной философской парадигмы понимания процессов развития, исследующей такие их стороны, которые не могла объяснить классическая диалектика. Среди них важнейшие – нелинейность и многовариантность (альтернативность), стохастичность и непредсказуемость процесса развития, конструктивная роль хаоса и случайности в возникновении нового.

В мировоззренческом смысле идея нелинейности может быть выведена и объяснена через осознание отсутствия жесткой определенности развития, отсутствия единственного эволюционного пути и утверждения идеи многовариантности, альтернативности путей эволюции. Идея многовариантности процессов развития органически связана с проблемой выбора того или иного пути развития из спектра возможных альтернатив.

Синергетика создает предпосылки для раскрытия конструктивной роли случайности в процессах самоорганизации, исследует условия, в которых случайности могут привести к возникновению порядка, новой пространственно-временной структуры, например, возникновение шестигранных ячеек Бенара и Марангони (структуры типа пчелиных сот) в жидкости, которая равномерно подогревается снизу; вихри Тейлора, эффект пятнистости в экологии, образование доменной структуры в твердых телах, автоколебательные процессы в химических реакциях Белоусова-Жаботинского и тому подобное.

Для того, чтобы случайность смогла «прорваться» на макроуровень, необходимо особенное состояние нелинейной системы, среды. Это состояние называют нестабильностью. Только системы в состоянии нестабильности способны спонтанно организовывать себя и развиваться.

В состоянии нестабильности или вблизи бифуркаций (точек ветвления) незначительное случайное возмущение может привести к новому, принципиальному иному состоянию. Классический пример – метеорологические ситуации. Недаром здесь говорят об «эффекте бабочки», взмах крыла которой может привести к непредсказуемым и достаточно значительным последствиям. Или, например, в ситуации социального напряжения в обществе – гнилое мясо в борще может привести к революции; в условиях, когда идеи «носятся в воздухе» – открытие обязательно кто-то делает, но кто именно, зависит от случая, и тому подобное.

Таким образом, в развитии и эволюции разнообразных систем существенную роль играет не порядок и стабильность, равновесие, а нестабильность и неравновесность. В особенных точках бифуркации флуктуации достигают такой силы, что организация системы не выдерживает и разрушается, и принципиально нельзя предусмотреть – станет ли состояние системы хаотическим или она сможет перейти на новый, более высокий и дифференцированный уровень упорядоченности.

Синергетика обосновывает мысль, что хаос, нестабильность, случайности необходимы для рождения нового: хаос является конструктивным началом, предпосылкой и основой для процесса развития. Хаос является конструктивным благодаря своей разрушительности на основе конструктивности. Разрушая, он строит, а строя, приводит к разрушению. Он является механизмом выведения на структуры-аттракторы эволюции, механизмом согласования темпов эволюции при объединении простых структур в сложные, а также механизмом переключения, смены разных режимов развития системы.

Таким образом, синергетика обосновывает идею о том, что развитие осуществляется через нестабильность, через бифуркации, через случайность и объективирует стохастическое поведение определенного типа систем – открытых, сложноорганизованных, саморазвивающихся систем. Их поведение непредсказуемо совсем не потому, что человек не имеет средств проследить и просчитать их траектории, а потому, что мир так устроен.

Важно осознать, что сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития. Необходимо лишь понять как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на оптимальные для нас пути. Главная проблема заключается в том, как с помощью слабого резонансного воздействия подтолкнуть систему на один из ее собственных и благоприятных для субъекта путь развития, как обеспечить самоуправляющееся и самоподдерживающееся развитие. При этом оказывается, главное – не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура действия на сложную систему. Слабые, но правильно организованные – резонансные – воздействия на сложные системы особенно эффективны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]