Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга по ком. нав..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.32 Mб
Скачать

9. Что такое культурные стереотипы?

В процессе социального познания людей и категоризации социальных явлений происходит неизбежное формирование таких специфических психологических образований, как – культурные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических группах, о характерных чертах этносов. В структуре социальных стереотипов выделяют следующие компоненты или блоки (Налчаджян А.А., 2004):

  • Познавательное (когнитивное) представление и мысли об объекте познания. Например, если у личности А есть определенный стереотип (С) о корейцах, то это значит, что он имеет представление (образное содержание памяти) об этом этносе и определенные суждения о нем;

  • Оценки объекта и чувства, возникающие в качестве субъективных показателей этих оценок;

  • Определенный тип поведения по отношению к объекту. Данный блок не всегда входит в состав стереотипа, так как стереотипы нередко являются лишь мнениями о группах, с которыми индивид вообще никогда не встречался.

9. Как лечить пациентов с культурными различиями?

В случае оказания практической медицинской помощи представителю другой этнической группы кажется совершенно очевидным избегание когнитивных, а тем более поведенческих стереотипов. Между тем, как показывает практика, это не такая простая задача. В данной связи продуктивным решением может стать предложенный Н. Пезешкианом позитивный подход, который призывает не затушевывать существующие различия, но воспринимать их как нечто альтернативное своей культуре. Определение подхода как «позитивный» напрямую связано с межкультурным мышлением. Позитивность выступает как положительное отношение к людям другой культуры, незнакомым обычаям, ценностям, образцам поведения. Н. Пезешкиан убежден, что в культурном многообразии всегда можно найти средство и возможности для разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов: «мы исследуем, как воспринимаются и оцениваются одни и те же проблемы с точки зрения разных культур, как люди и целые семьи преодолевают их. Давая человеку понять, что те же отношения в другой культурной традиции или в иное время воспринимались с другой точки зрения, вовсе не были поразительны или даже были желательны, нам удается раздвинуть его горизонты понимания мира. Для межличностных отношений это означает, что при относительной сохранности собственных ценностных позиций ставятся под сомнение предубеждения и предрассудки, преодолеваются комплексы и восстанавливаются коммуникации» (1999).

10. Должен ли врач выражать свое мировоззрение в работе с пациентом?

Несколько более сложным представляется взаимодействие субъектов с различными ценностными ориентациями, обусловленными его мировоззрением или особенностями вероисповедания. Данная проблема становится особенно острой в ситуациях, требующих психотерапевтического воздействия. При этом существует две полярные точки зрения. Представители одной из них настаивают на ценностной нейтральности специалиста по отношению к проблемам пациента – это означает, что он не должен занимать какую-то собственную нравственную позицию по отношению к обсуждаемому вопросу. Обычные аргументы в пользу подобной установки связаны с нежелательностью или даже недопустимостью оказывать ценностное воздействие на пациента, с признанием его права на собственную систему этических представлений, с тем, что больной, сталкиваясь с моральной позицией специалиста. Подсознательно ждет оценок и начнет защищаться. Альтернативная точка зрения предполагает, что, напротив, клиницист должен открыто выражать свою ценностную позицию, иначе пациент будет считать любое свое поведение приемлемым. Психотерапевт Р. Кочюнас (1997), не соглашаясь ни с одной из этих крайних позиций, считает, что консультант должен иметь четкие нравственные установки и не скрывать их от клиента. Он приводит пример конкретного случая, когда женщина обращается за помощью по поводу своих отношений с мужем. Она не может принять решение – развестись ей с супругом или сохранить семью ради детей, допуская возможность внебрачных связей. Кочюнас считает, что от собственных ответов консультанта на вопросы о ценности брака и последствиях развода, положении детей в данных обстоятельствах зависит и процесс консультирования, и его результат. Таким образом, следует признать относительность всех подобных суждений и зависимость принятого решения от конкретной ситуации.

__________________________________________________________________