Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekzamenatsionnye_voprosy_po_zarubezhke.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
641.54 Кб
Скачать

78. Ноябрьская революция 1918 г. В Германии. Веймарская конституция 1919 г.

Разгром немецкой армии осенью 1918 г. ускорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии. Монархия пала. Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии. В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918 г. лидирующие позиции среди по всеместно возникающих рабочих и солдатских советов Германии заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного «политического кабинета». Деятельность правительства правых социал-демократов склонялась в сторону отказа от радикальных политических действий. СНУ распустил обе палаты прусского ландтага, но оставил в должности старых статс-секретарей в качестве «министров специалистов», штабной генералитет с его контрольными функциями над вооруженными силами, чиновничество. В декабре 1918 г. Состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательной и исполнительной власти СНУ впредь «до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства». Конституция 1919 г., вошедшая в историю под

названием Веймарской, стала одной из самых демократических конституций. Просуществовала она 14 лет. В ней была прописана структура и функции органов власти государства.

79. Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.

фактором, способствовавшим установ­лению тоталитарной государственности, стало возрас­тание влияния левых партий. Различные проявления политического радикализма и пробольшевистский на­строй ряда политических организаций, выступавших за национализацию и уничтожение частной собствен­ности, вызывало беспокойство и страх у средних сло­ев общества. Их пугала перспектива построения в Гер­мании государства, где будет осуществляться дикта­тура пролетариата, как в России. Особенно обыватели стали опасаться возможности реализации радикальных политических лозунгов на практике после Гамбургс­кого восстания 1923 г. В этих условиях правые наци­оналистические организации рассматривались обще­ственностью в качестве противовеса коммунистичес­кому движению. Обывателей привлекали лозунги силь­ной президентской власти, способной противостоять угрозе коммунизма, а также идея возрождения вели­кой Германии, что соответствовало широко распрост­раненным тогда в побежденной Германии реваншист­ским настроениям.

В этих общественно-политических условиях сфор­мировалась фашистская партия, называвшаяся Наци­онал-социалистической рабочей партией Германии. Приоритетными направлениями нацистской идеоло­гии стали лозунги национального единства, расового очищения, социализации экономики, усиления госу­дарственного регулирования, огосударствления круп­ных монополий и конфискации военных прибылей. Ослабление позиций центристских партий обусловило возможность перерастания политического радикализ­ма в особый уклад военно-политической диктатуры, поставившей страну на порог национальной катастро­фы. Усиление влияния правых партий было вызвано экономическим кризисом 1929—1933г., проявления и последствия которого использовались консервативны­ми политическими силами для аргументированного отхода от демократических принципов, провозглашен­ных Веймарской конституцией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и организа­цию новых выборов в парламент. Они привели к вну­шительной победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, однако при условии заключения поли­тического союза с консерваторами позволяло влиять на принятие важнейших политических решений.

3 января 1933 г. А. Гитлер был назначен президен­том на пост рейхсканцлера и приступил к формирова­нию коалиционного правительства, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятель­ность всех политических партий была поставлена под контроль правительства и государства. В стране стал складываться новый государственно-правовой уклад в рамках продолжавшей номинально существовать Веймарской республики. Он характеризовался концен­трацией исполнительной, законодательной, админис­тративной и судебной власти в одних руках, создани­ем внеконституционных репрессивных органов влас­ти, тотальным контролем государства над всеми от­раслями жизнедеятельности общества, всеобъемлю­щим нарушением прав и свобод граждан, милитари­зацией экономики, господством расовой идеологии, имперскими внешнеполитическими амбициями госу­дарственного руководства, сращиванием государствен­ных и партийных структур, преследованием инако­мыслия и устранением политического плюрализма.

Одним из основополагающих законодательных ак­тов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения наро­да и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный прин­цип организации власти — разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. прави­тельство приняло закон об объединении постов прези­дента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполити­ческого представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычай­ного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось поста­новлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он име­новался «вождем нации».

Одним из основополагающих законодательных ак­тов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения наро­да и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный прин­цип организации власти — разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. прави­тельство приняло закон об объединении постов прези­дента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполити­ческого представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычай­ного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось поста­новлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он име­новался «вождем нации».

Веймарская конституция, народовластие, плебисцит, рейхстаг и другие атрибуты республики формально со­хранялись, но фактически утратили значение. Реальная власть была сосредоточена в неконституционных органах: Совете при фюрере, Тайном кабинете по внеш­ней политике, Совете министров по вопросам обороны и др. Созданная политическая система существовала до капитуляции Германии во Второй мировой войне.

Реализации внутри и внешнеполитической доктри­ны III Рейха способствовала соответствующая право­вая политика. В период пребывания национал-социа­листов у власти радикально изменилась практика при­менения прежней системы кодексов. На первом этапе ими декларировалась идея слома старого права, одна­ко новых источников кодифицированного права со­здано не было. Гражданские правоотношения по-пре­жнему регулировались Германским гражданским уло­жением 1896 г. В 1937 г. ГГУ было заменено совокуп­ностью отдельных переработанных статей.

Отход от демократических принципов организации власти и управления привел к пересмотру гражданс­ких прав, в том числе в отношении собственности. Она уже не рассматривалась как священная и непри­косновенная и могла подвергнуться ограничению го­сударством. Эта традиция в трактовке вещного пра­ва была присуща национальной правовой системе и в предшествующий период (Прусское земское уложение, Германское гражданское уложение). Собственничес­кие права, немцев ограничивались по новому законо­дательству «в общественно полезных целях». В боль­шей степени это касалось собственности евреев и пред­ставителей славянских национальностей. Их облагали расовой контрибуцией, невыплата которой рассматри­валась как основание для массовых конфискаций.

Снижается значение частных обязательств, так как государство обладало обширными правами в области ограничения частных сделок. Во время второй Миро­вой войны в Германии вышла серия чрезвычайных за­конов, ограничивавших функционирование рыночных механизмов и частной инициативы: запрещалось хож­дение валюты на территории страны, законодательно устанавливался максимальный размер прибыли и т.д., Представления о регулирующей роли государства воплотились в серии законов, предоставивших госу­дарству право контроля как над экономической, так и над социальной сферой. Основным из них стал Закон о порядке национального труда, который запретил профсоюзные объединения, стачки, забастовки и лю­бые проявления протестов. Владелец предприятия рас­сматривался теперь как ставленник государства, его доверенное лицо. Вместо профсоюзов был организован Немецкий трудовой фронт, функционировавший ис­ключительно под контролем власти.

В основе правовой политики III Рейха лежало но­вое понимание статуса гражданина, зависящего те­перь от национальной и расовой принадлежности. В 1935 г. был обнародован Закон о гражданстве, поде­ливший все население страны на «граждане и «под­данных». Полноправными считались по новому зако­ну лишь лица «немецкой и немецко-родственной на­циональности». За этим законом последовали другие законодательные акты, направленные на дискрими­нацию евреев: сначала экономическую, а затем — фи­зическую. Идея расовой чистоты предопределила и содержание законов в области семейного права. Оно характеризовалось многочисленными запретами на вступление в брак, которые преследовали цель со­хранения нравственного и физического здоровья на­ции. В основе ограничений лежали национальные признаки (евреи, славяне), физические уродства, врожденные болезни, психическая неполноценность и др. По всей стране создавались суды здоровья, ре­шения которых были обязательны для всех граждан. С 1933 г. в практику вошли принудительные кастрации и стерилизации.

Таким образом, правовая политика III Рейха полно­стью соответствовала нацистской практике построения тоталитарного государства, являясь средством реализа­ции их идеологических л политических установок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]