Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крестьянское движение.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
72.89 Кб
Скачать

Крестьянские волнения в 1836 - 1849 гг.

Ниже приводятся документы, характеризующие различные стороны крестьянских волнений в 1836 - 1849 гг. Первый документ представляет собой текст донесения смоленского, витебского и могилевского генерал-губернатора П. Н. Дьякова министру внутренних дел Д. Н. Блудову о волнении крестьян в связи с арестом односельчан за написание жалобы на арендатора Гернгросса от 8 сентября 1836 г.

 

Второй документ содержит отрывки из отчета Департамента полиции Министерства внутренних дел за 1846 г. о волнениях государственных и помещичьих крестьян.

В третьем документе представлен доклад главного начальника III Отделения А. Ф. Орлова Николаю I от 20 ноября 1847 г. о причинах волнения крестьян Л. М. Голицына.

(См.: Крестьянское движение в России в 1826 - 1849 гг. Сб. документов / Под ред. А. В. Предтеченского. М., 1961. С. 312 - 313, 550 - 551, 598 - 599.)

О волнении крестьян 8 сентября 1836 г.

На сих днях получены мною от могилевского гражданского губернатора, одно вслед за другим, три донесения о происшедшем Мстиславльского у. в Трипутинском старостве волнении крестьян против установленной над ними власти.

Поводом к сему было отправление из экономии в Мстиславльский земский суд, по требованию оного, трех крестьян, участвовавших в написании всеподданнейшей жалобы на временного владельца Трипутинского староства генерал-майора Гернгросса.

Волнение и беспорядки по сему случаю простерлись до того, что крестьяне, отбив на дороге отправленных в суд, отрешили от должности сельского смотрителя магазейна, волостного старосту и выборных и отправили их под стражею, а некоторых и в железах в сборное место - дер. Дубровки, вместо их назначили других и намеревались даже идти всею толпою к управляющему имением, который принужден был уехать в гор. Мстиславль.

Для усмирения крестьян и произведения следствия о поступках их могилевским гражданским губернатором 27 августа командированы военный уездный начальник IV округа Могилевской губ. подполковник Крагельский и мстиславльский земский исправник.

Подполковник Крагельский, для скорейшего восстановления в Трипутинском старостве порядка, тотчас снесся с командиром резервного батальона 2-й саперной бригады подполковником Чишиничем о просылке в означенное староство роты солдат. Благовременное принятием этой меры имело желаемый успех, ибо с прибытием роты солдат волнение между крестьянами уменьшилось, приключения никакого не случилось, зачинщики беспорядка беспрепятственно взяты к допросам. Для совершенного усмирения крестьян оставлено в старостве 50 человек рядовых при одном офицере, а самая рота отправлена обратно к своему месту...

 

О волнениях государственных и помещичьих крестьян в 1846 г.

... Из преступлений общественных беспорядков, происходивших в 1846 г., заслуживают внимания наиболее следующие:

 

Неповиновения крестьян казенных.

Неповиновения между казенными крестьянами оказалось лишь в двух местах, а именно: в губерниях Владимирской и Гродненской.

В 1845 г. было приобретено в казну имение кн. Багратион, находящееся во Владимирской губ. и состоящее из 3385 душ. На первое время в сем имении оставлен прежний порядок управления и утвержден сбор разных денежных повинностей в том самом размере, как он производился при бывшей владелице. Но крестьяне, полагая, что с переходом в сословие казенных крестьян денежные их повинности должны уменьшиться, оказали сборщикам податей явное сопротивление во взносе накопившейся на них недоимки, и некоторые из них, не доверяя распоряжениям своего непосредственного начальства, требовали предъявления указа, собственной е. и. в. рукою подписанного, которым бы подтвердилась справедливость требования с них денежных сборов в прежнем размере. При этом некоторые из крестьян бывшей отчины кн. Багратион, собрав с помещиков деньги, отправились самовольно в С.-Петербург для принесения государю императору всеподданнейшей просьбы. Хотя прибывший на место волнения управляющий Владимирской палатой государственных имуществ и успел восстановить на время спокойствие, но оно было не продолжительно; при введении во всей отчине общественного управления, сообразно учреждению государственных имуществ, крестьяне оказали новое сопротивление и настоятельно требовали освобождения задержанных начальством подстрекателей к подобному беспорядку. По сему случаю начальник губернии вынужден был для восстановления порядка в означенном имении командировать на место волнения советника палаты государственных имуществ и чиновника особых поручений, а за сим, при безуспешности их увещания, ввести в имение воинскую команду из 500 человек. Этой мерой водворено, наконец, совершенное спокойствие между крестьянами означенного имения, некоторые их них наказаны розгами, а 8 главных зачинщиков взяты под стражу; после того следующие в казну с имения платежи начали поступать довольно успешно.

В Гродненской губ. крестьяне двух староств, пожалованных во временное владение генералу от кавалерии гр. Красинскому, увлекаясь надеждой быть переведенными по примеру всех казенных крестьян западных губерний на оброк, оказали неповиновение по случаю отправления барщины, но с помощью мер полицейских спокойствие между ними водворено в скором времени.

 

 

Неповиновение помещичьих крестьян.

Между крестьянами помещичьими в течение 1846 г. неповиновение возникло в 25 имениях, состоящих в 15 губерниях. Особенного внимания заслуживает волнение, происшедшее между крестьянами шести смежных имений Гродненской губ., к чему побудительной причиной послужило распоряжение помещиков об измерении принадлежавших им земель. При сем случае гражданин Рытельский с 20 сообщниками из крестьян, принадлежащих к упомянутым имениям, распространил между всеми одновотчинными крестьянами ложный слух, что будто бы правительство сделало распоряжение об освобождении их от барщины и на сей конец приказало измерить земли, принадлежащие помещикам. Между тем по некоторым уголовным делам требуемы были от крестьян присяги, но они отказались от дачи оных, полагая, что подписание ими присяжных листов послужит доказательством их собственного отказа от дарованной будто бы правительством свободы. Для прекращения подобных беспорядков был командирован по распоряжению главного начальника тамошнего края гродненский вице-губернатор. Главные подстрекатели волновавшихся крестьян, будучи задержаны, изъявили готовность присягнуть по следственным делам, но когда они были доставлены на место исследования, то собравшаяся толпа других крестьян требовала с угрозами и неистовством, чтобы они не присягали. Вследствие сего начальник губернии вынужден был отправиться лично на место волнения, вытребовав воинскую команду из двух батальонов, при содействии коих выше упомянутый гражданин Рытельский и все главные зачинщики были задержаны и преданы суду, а нужные к спросу по 6 уголовным делам крестьяне дали требуемую присягу; и таким образом во всех шести имениях водворено, наконец, совершенное спокойствие.

Затем главнейшим поводом к неповиновению помещичьих крестьян было ложное понятие о возможности освободиться от крепостного состояния, обнаружившееся в имениях владельцев: Владимирской губ. наследников Молочкова и Прокудина-Горского, Гродненской - Мончинского, Костромской - наследников Кутузова, Тамбовской - Ранцева; из всех исчисленных случаев одни лишь крестьяне Прокудина-Горского обращены в надлежащее послушание своему владельцу словесными убеждениями, в прочих же имениях начальники губерний вынуждены были командировать воинские команды, с помощью коих крестьяне приведены в должное повиновение, причем главные виновники преданы суду и подвергнуты полицейскому исправному наказанию.

Кроме означенных происшествий, обнаружилось еще неповиновение крестьян в двух имениях гр. Забеллы Гродненской губ.72, к чему поводом было превратное истолкование крестьянами распоряжения, последовавшего от правительства, о составлении инвентарей во всех имениях западных губерний; в имении помещика Потриковского Витебской губ., крестьяне коего оказали упорное ослушание вследствие негодования за недостаточное будто бы доставление им продовольствия; они приведены в последствии к повиновении без всяких мер строгости, одним словесным убеждением, но с отдачей, однако же, главных виновников под суд, и в имении помещика Карпя в Ковенской губ., где крестьяне не хотели платить сборщикам податей; причем подстрекатель крестьянин Крищунов наделал исправнику дерзостей, и когда исправник предположил наказать его за сие, то крестьяне в числе 80 человек с шумом бросились на квартиру исправника с дубинами и не допустили исполнить наказание; для исследования сего беспорядка командирован на место вице-губернатор и отряжена воинская команда...

О причинах волнения крестьян Л. М. Голицына 20 ноября 1847 г.

... Из полученного ныне от начальника этой губернии донесения оказывается, что возмущение возникло от дурного управления трех отчинных старшин, которые вопреки наставлений помещика приучать крестьян к заведенному вновь хозяйству мерами кроткими принуждали их к тому жестокостями, наказывая даже женщин и детей кнутом, и изнуряли всех их работами. Один из этих старшин сознался, что по приказанию бурмистра наказал беременную крестьянку, отчего она родила мертвое дитя, другой, обвиненный в склонении к разврату и насилии женщин, в одном из этих поступков также сознался. Местный исправник и предводитель дворянства прекратили эти угнетения крестьян, предоставив разбирательство жалоб их помещику, но когда кн. Голицын по приезде в имение не согласился сменить бурмистра и сказал крестьянам, что они могут искать другого владельца или откупиться, то они, полагая что он отказался от них, обратились с жалобами к губернскому начальству, и хотя после того бурмистр был удален, однако волнение их продолжалось, несмотря на убеждения командированных чиновников и губернского предводителя дворянства, и потому губернатор послал туда на постой Рязанский гарнизонный батальон и отправясь на место, водворил порядок строгим наказанием упорных и арестованием 14 зачинщиков и 3 виновных старшин, исправнику же Веревкину сделал выговор за непринятие мер к укрощению волнения в самом начале. Впоследствии батальон возвращен в Рязань, а в имении оставлено до совершенного успокоения крестьян одна только рота...