
Значимость “слабых” связей в реальной жизни
В своем исследовании М.Грановеттер также задается вопросом непосредственной значимости своих исследований в реальной жизни. Социолог исследует работы своих коллег о плотности сетей и различные сети. Он приходит к выводу, что если разделить все связи человека в сети на две группы: сильные связи и слабые связи, не являющиеся мостами, в первой группе и слабые связи-мосты – во второй, то более полезными для человека можно считать связи из второй группы. Действительно, связи из первой группы обеспечат человеку мало косвенных контактов, связей с внешним миром, такие контакты замыкаются в себе как группе и обычно не несут большого количества новой информации. Напротив, связи-мосты из второй группы обеспечивают человеку большое количество косвенных контактов, контактов с внешним миром и с людьми, которых он непосредственно даже не знает, а значит, такие контакты несут большой объем новой информации, что помогает человеку развиваться и узнавать мир. Также такие контакты очень удобны для использования сетей в личных целях, для управления ими, поскольку они помогают распространить свое влияние и передать свою информацию большему количеству людей, как уже было доказано и подтверждено опытами.
Для доказательства своего утверждения про значимость именно слабых связей Грановеттер приводит свое исследование рынка труда. Он говорит о том, что в Америке середины второй половины 20-ого века стало привычным искать работу через знакомых. Он провел некоторое исследование, в котором пытался выяснить, как те или иные работники устроились на работу: их, грубо говоря, устроил кто-то из друзей или знакомых, или же они использовали различные объявления. Исследование еще раз доказало теорию Грановеттера о силе слабых связей. Социолог выяснил, что в случае, если человек устраивался на работу через своих знакомых или друзей, то с тем, кто устраивал его на работу, только 16,7% виделись часто (то есть существовала сильная связь), 55,6% виделись иногда и 27,8% виделись редко. Также ученый выяснил, что обычно в поисках работы помогали люди, с которыми у индивида никогда и не было сильной связи, была только слабая, например, коллега с давней работы, однокурсник в колледже, друг сестры, которая живет в другом штате и т.п. Такие связи возобновлялись при помощи общих друзей или случайных знакомых. Таким образом, выходило, что люди получали очень важную информацию про вакантное место работы от людей, про которых они уже успели забыть, а не от всегда готовых помочь близких знакомых. Слабые связи оказались намного эффективнее сильных.3
Все время до этого говорилось о самой концепции сильных и слабых М.Грановеттера и о ее применении во времена написания статьи социолога, то есть в 1970-ые годы. Однако как было сказано в самом начале, сетевой подход, а в том числе и данная концепция, живы и работают и в современном мире. Самым действенным и наглядным примером являются такие популярные сейчас социальные сети в интернете. В них у человека есть список “друзей”, с которыми он общается с той или иной периодичностью. В этих “друзьях” собраны все связи человека. Как правило, в этом списке присутствует не так много людей, с которыми у данного индивида сложилась сильная связь, и намного больше (зачастую в разы) тех, с кем у человека есть слабая или даже несуществующая связь. Данные социальные сети в идеале предназначены для того, чтобы люди могли поддерживать контакты между собой, даже находясь на большом расстоянии. На деле, как мне кажется, эти социальные сети кроме выполнения этой своей непосредственной функции еще используются для передачи различной информации огромному количеству людей, не затрачивая особых усилий. Причем эта передача происходит именно по концепции Грановеттера, то есть через слабые связи.
Это утверждение достаточно легко подтвердить. Во-первых, в списке “друзей” у человека за редким исключением преобладают люди, с которыми у этого индивида сложились слабые связи. Человек спокойной мог бы, если хотел, оставить в этом списке только нужных людей с сильными связями, однако он этого не делает, потому что именно эти “ненужные” люди являются основным источником различной информации из различных областей для индивида. Не будь их в списке “друзей”, человеку не было бы так интересно заходить в эту социальную сеть. Во-вторых, бизнесмены и маркетологи уже вовсю используют социальные сети для распространения рекламы и даже привлечения сотрудников и инвесторов в свою фирму. С помощью социальной сети и той самой силы слабых связей они через друзей друзей и знакомых распространяют нужную им информацию, доводя ее, таким образом, до огромного количества пользователей данной сети. Еще раз замечу, что такое быстрое и обширное распространение информации не было бы возможным, если бы не “друзья” в социальных сетях, которые на деле не являются настоящими друзьями, то есть теми, с кем сложилась сильная связь, а являются только знакомыми, с которыми существует слабая или несуществующая связь.
По сути, все социальные сети в интернете в том виде, в котором они сейчас существуют, заточены именно под быстрое распространение нужной информации и контролем над группами людей именно путем распространения этой информации и влияния через огромное количество сложившихся там слабых связей. Они являются утрированной моделью обычного общества, где сила этих связей в разы больше, чем в реальной жизни. И именно это подтверждает, что концепция, предложенная М.Грановеттером еще в 1970-ых годах, имеет право на существование, причем не просто имеет право, а остается актуальной и по сей день. На ее основе строятся многочисленные маркетинговые и рекламные проекты и именно она делает эти проекты успешными.