Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перлз Ф. - Гештальт-Семинары (ИОИ, 1998, 336с).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.48 Mб
Скачать

52 Фредерик Перлз гештальт-семинары

человек услышал вас, как будто вы говорите с ним по-настоящему. Итак, попробуйте поговорить с человеком так, чтобы он вас услышал. Просто осознайте, как трудно мобилизовать вашу фантазию. Выразите свою обиду — выложите все прямо в лицо ему или ей. В тоже время попытайтесь понять, что вы не отваживаетесь на самом деле выразить свой гнев, и, в тоже время, вы не настолько щедры, чтобы отпустить, простить. О'кей, вперед...

Использование обиды в терапии, в развитии дает нам и еще одно преимущество. За каждой обидой стоит требование. Сейчас я хотел бы, чтобы все вы поговорили с тем же человеком, что и раньше, и выразили требования, стоящие за обидой. Требование — единственная реальная форма общения. Вынесите свое требование наружу. Сформулируйте свое требование в повелительном наклонении, в форме приказа. Я полагаю, вы достаточно знаете английскую грамматику, чтобы понимать, что такое повелительное наклонение. Повелительное наклонение — это: «Заткнись!», «Иди к черту!», «Сделай это!»...

Теперь — вернемся к обиде, которую вы направляете на человека. Вспомните, что именно вас обижает. Выкиньте слово обижаюсь и скажите ценю. Оцените то, что вас обижало раньше. Потом скажите людям, что еще вы цените в них. Снова попытайтесь достичь ощущения, что вы действительно общаетесь с ними.

Видите ли, если бы вы не ценили этого человека, вы бы не застряли из-за него, вы могли бы просто забыть о нем. Всегда существует вторая сторона. Например, я ценю Гитлера: если бы Гитлер не пришел к власти, я, возможно, сейчас был бы хорошим психоаналитиком и работал бы с восьмью пациентами всю оставшуюся жизнь.

Если у вас есть проблемы в общении с кем-то, посмотрите на свое чувство обиды. Обида — одна из самых ужасных незаконченных ситуаций, незавершенных гешталь-тов. Если вы обижены, вы не можете ни отпустить, ни выразить свою обиду. Обида — это важнейшая эмоция. Обида — наиболее яркое выражение тупика. Если вы чувствуете обиду, вы должны ее выразить. Невыраженная

БЕСЕДЫ

53

обида часто воспринимается как чувство вины или превращается в него. Всякий раз, когда вы чувствуете вину, выясните, на что вы обижены, и выразите это, ясно выскажите свои требования до конца. От одного этого уже станет легче.

Осознавание покрывает, так сказать, три слоя или зоны: осознавание себя, осознавание мира и сознавание того, что находится между ними — промежуточной зоны фантазии, которая не позволяет человеку соприкоснуться с собой или с миром. Это великое открытие Фрейда: существует нечто между вами и миром. В фантазиях столько всего происходит! Фрейд называет это комплексом, или предубеждением. Если у вас есть предубеждения, тогда у вас беспокойные и неустойчивые отношения с миром. Если вы захотите приблизиться к человеку, охваченному предубеждением, вы не сможете дотянуться до него. Вы всегда б у -дете контактировать только с предубеждением, с фиксированной идеей. Таким образом, идея Фрейда состоит в том, что промежуточная зона, эта нечеловеческая земля между вами и миром, должна быть уничтожена, очищена, нужно «промыть мозги — и это верно. Единственная проблема заключается в том, что Фрейд находился в этой самой промежуточной зоне и анализировал ее же. Он не рассматривал самоосознавания или осознавания мира, он не задумывался о том, что нужно сделать, чтобы снова соприкоснуться с собой и с миром.

Потеря контакта с самим собой и потеря контакта с миром возникает благодаря промежуточной зоне, майе, которую мы носим с собой. Вот почему существует обширное царство фантазии, на которое уходит так много возбуждения и жизненных сил, что для контакта с реальностью энергии почти не остается. Если мы хотим сделать человека целостным, мы должны сначала понять, что является фантазиями и иррациональностью, и мы должны узнать, где и с чем он контактирует. И очень часто, когда мы работаем и опустошаем эту центральную зону фантазии, майю, возникает сатори, пробуждение. Неожиданно мир оказывается здесь. Вы пробуждаетесь от транса, как

54

Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

ото сна. Вы снова здесь, и цель терапии, цель развития — меньше пользоваться «умом» и больше — чувствами. Тогда мы все больше будем контактировать с собой и с миром, и перестанем тонуть в фантазиях, предубеждениях, опасениях и т.д.

Если человек смешивает майю и реальность, если он принимает за фантазию реальность, тогда он — невротик или даже психотик. Шизофреник считает, что доктор за ним охотится и собирается его пристрелить, и не задумывается, реальность ли это. Но существует и другая возможность. Вместо того, чтобы разрываться между майей и реальностью, мы можем интегрировать и то и другое, и, если майя и реальность интегрированы, возникает искусство. Великое искусство — реально и, в тоже время, великое искусство — иллюзия.

Фантазия может быть творческой только если она находится в настоящем. В настоящем вы используете для творчества то, что имеется в вашем распоряжении. Посмотрите, как играют дети. Используется то, что доступно, а потом что-то происходит, что-то возникает из здесь и сейчас.

Существует только один путь вернуться к здоровой спонтанности, к человеческой подлинности. Или, если говорить стандартными религиозными терминами, существует только один путь вернуть себе душу, а в американских терминах, — воскресить американский труп и вернуть его к жизни. Парадокс состоит в том, что вместо того, чтобы достичь этого спонтанно, нам, как в дзене, нужна суровая дисциплина. Дисциплина нужна просто для того, чтобы понять слова сейчас и как, выявить, что не соответствует словам сейчас и как и избавиться от этого.

Какую технику мы используем в гештальт-терапии? Техника состоит в том, чтобы основать континуум осозна-вания. Этот континуум осознавания необходим, чтобы организм мог работать, основываясь на здоровом принципе гештальта: на передний план всегда выходит наиболее яркая незавершенная ситуация и с ней-то и надо разобраться. Если мы удерживаем себя от завершения этого

БЕСЕДЫ

55

гештальта, тогда наше функционирование нарушается и мы тащим с собой сотни тысяч незавершенных ситуаций, которые постоянно требуют завершения.

Кажется, что поддерживать континуум осознавания очень просто, нужно лишь каждую секунду осознавать происходящее. Кроме того времени, когда мы спим, мы всегда что-то осознаем. Тем не менее, как только это осоз-навание становится неприятным, большинство людей прерывают его. Потом неожиданно они начинают интеллекту-ализировать, нести всякий вздор, уносятся в прошлое, уносятся в будущее, в добрые намерения или в шизофреническое использование свободных ассоциаций, перепрыгивают, как кузнечики, от переживания к переживанию, и ни одно из этих переживаний не воспринимается, это лишь некая вспышка, которая не ассимилирует и не использует доступный материал.

Как мы действуем в гештальт-терапии? В те годы, когда я стал утверждать, что все является осознаванием, к этой идее отнеслись с пренебрежением, а теперь она вошла в моду. Чисто вербальный подход, подход Фрейда, на котором я вырос, оказался ошибочным. Фрейдовская идея состояла в том, что с помощью процедуры, которую он назвал «свободными ассоциациями», можно освободить отторгнутые части личности, и тогда человек сможет развить в себе «сильное эго». То, что Фрейд называл ассоциацией, я называю диссоциацией, шизофреническим разделением, уходом от восприятия. Это компьютерная игра-толкование, которая как раз и представляет собой бегство от восприятия того, что существует. Вы можете до конца света говорить, вы можете до конца света гоняться за своими детскими воспоминаниями, но ничего не изменится. Вы можете соединять, — или разъединять, — сотни вещей в одно событие, но воспринять вы можете только одну реальность.

Таким образом, в противоположность Фрейду, который делал главный акцент на сопротивлении, я делаю акцент на фобии, уклонении и бегстве. Может быть, некоторые из вас знают, что Фрейд болел и страдал от огромно-