Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отчёт_УЧБУХ_пример.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

5 Учет вложений во внеоборотные активы

Учет вложений во внеоборотные активы ведется на основании ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. №116н.

Бухгалтерский учет затрат, связанных с приобретением внеоборотных активов ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», счет балансовый, операционный, калькуляционный, сальдовый, активный. На счете отражаются инвестиции по их видам, на специально открываемых субсчетах, независимо от источника финансирования. К счету открываются следующие субсчета:

  1. «Строительство объектов основных средств»;

  2. «Приобретение объектов основных средств»;

  3. «Приобретение нематериальных активов».

Аналитический учет вложений во внеоборотные активы ведется по каждому отдельному объекту вложений.

Оборудование, требующее монтажа, сначала учитывается на счете 07 «Оборудование к установке», затем передается в монтаж на основании акта приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15). Затраты по монтажу собственными силами собираются по дебету счета 08.3. Все расходы по приобретению объекта основных средств отражаются по дебету счета 08.4. Все расходы по приобретению объекта основных средств (дебет счета 08.4) составляют его первоначальную стоимость и при введении объекта в эксплуатацию списываются в дебет счета 01 «Основные средства». Ввод в эксплуатацию оформляется актом приема-передачи объектов основных средств (форма ОС-1).

В январе 2012 г. организация приобрела автомобиль «ГАЗ-31029», зарегистрировала его в ГИБДД, приобрела станок токарно-револьверный с ЧПУ «С-7», требующий монтажа и шефмонтажа, получила безвозмездно оборудование. На каждый объект основных средств в бухгалтерии заводится инвентарная карточка учета объекта основных средств (ОС-6) (Приложение Ш).

Организацией в январе было приобретено исключительное право на изобретение. Расходы по его приобретению отражаются по дебету счета 08.5. Первоначальную стоимость нематериального актива составляют расходы по его приобретению. Они списываются с кредита счета 08.5 в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

Данные со счетов 07 и 08 обобщаются в ведомости аналитического учета затрат по капитальным вложениям и журнале-ордере №16 (Приложение Щ).

Схема движения учетной информации по учету затрат по капитальным вложениям представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Схема движения информации по учету затрат по капитальным вложениям.

В бухгалтерском балансе внеоборотные активы отражаются в нетто оценке в одноименном разделе № 1.

6 Учет основных средств

К основным средствам относится имущество, используемое и приносящее доход свыше 12 месяцев и имеющее материальную форму. Учет осуществляется на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» 6/01 , утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н, а также методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998г. № 33н. Классификация объектов основных средств производится в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359.

Единицей учета является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций либо предназначенный для выполнения определенной работы. Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту. Все объекты основных средств должны иметь технический паспорт (технические условия, техническое описание).

Первоначальная стоимость объекта складывается из фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением, изготовлением основных средств. Первоначальная стоимость отражается по дебету счета 01 «Основные средства», к данному счету открыты субсчета:

  1. «Собственные основные средства»;

  2. «Основные средства, полученные в лизинг»;

  3. «Сданное в аренду имущество»;

  4. «Выбытие основных средств».

При введении объекта в эксплуатацию оформляется акт о приемке-передаче объекта основных средств (форма ОС-1). Приемка и выбытие оформляются постоянно действующей комиссией. На каждый объект заводиться инвентарная карточка объекта основных средств (форма ОС-6) (Приложение Ш).

В январе была осуществлена передача оборудования в аренду на 6 месяцев, арендные платежи начисляются ежемесячно и выделяется НДС, сумма арендных платежей за последующие 5 месяцев отнесена на доходы будущих периодов и также выделен НДС. Передача оборудования оформляется актом о приемке-передаче объекта основных средств (форма ОС-1), делается отметка в инвентарной карточке объекта основных средств (форма ОС-6).

Оборудование принимаемое в аренду отражается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», арендные платежи относятся на счет затрат того производства где оборудование будет использовано, начисляется НДС по платежу. Прием оборудования также оформляется актом о приемке-передаче объектов основных средств (форма ОС-1).

Выбытие объекта может быть вследствие износа, продажи, дарения, передачи в качестве вклада в уставный капитал и прочее. Первоначальная стоимость выбывающего объекта списывается в дебет счета 01.4, остаточная - в дебет счета 91.2 «Прочие расходы». В январе была осуществлена продажа автомобиля, выручка от продажи отнесена в прочие доходы, выделен НДС. Также был безвозмездно передан Детскому дому компьютер, от рыночной стоимости выделен НДС. Выбытие объекта оформляется актом на списание основных средств (форма ОС-4).

Срок полезного использования объекта основных средств определяется специально утвержденной руководителем комиссией по принятию и выбытию основных средств, согласно техническим паспортам (подобным документам). В случае отсутствия необходимой информации организация устанавливает срок полезного использования объектов основных средств самостоятельно. Стоимость амортизируемых объектов ежемесячно погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования линейным способом. По автотранспортным средствам норма амортизационных отчислений определяется пропорционально объему выполненных работ (в процентах от балансовой стоимости машины на 1000 км пробега). Разработка норм амортизации и контроль за их применением возложены на начальника планово-экономического отдела. При выбытии объекта основных средств списывается и амортизация. Расходы от демонтажа списываются в прочие расходы, а полученные при этом ценности - в прочие доходы. Расчет амортизации ведется в специальной ведомости (Приложение Ы), ежемесячно также составляется и ведомость наличия основных средств, в которой отражаются данные по цехам, по имуществу переданному в аренду, полученному в аренду (Приложение Э). Суммы амортизационных отчислений относятся на затраты того производства, где объект основных средств используется. Данные по счету 01 «Основные средства» отражаются в журнале-ордере № 13 (Приложение Ю).

При бухгалтерском учете основных средств, при начислении амортизации возникают постоянные и временные разницы. В результате безвозмездной передачи компьютера возникла постоянное налоговое обязательство, которое отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» субсчета 2 «Постоянное налоговое обязательство/Постоянный налоговый актив» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Налог на прибыль». Вследствие применения различных способов начисления амортизации (по транспортным средствам) сформировался отложенный налоговый актив, который отражается по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Налог на прибыль». В результате того, что на балансе организации имеются объекты основных средств и нематериальных активов, в связи с различными сроками полезного использования объектов для целей бухгалтерского и налогового учета в течение месяца происходило погашение вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц. Все перечисленные отклонения отражаются в регистре налогового учета «Ведомость учета постоянных и временных разниц» (Приложения 34,35).

Рисунок 6 - Схема движения информации по учету основных средств.

В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по строке 120 «Основные средства», по остаточной стоимости первого раздела.