Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дорога над пропастью 2.0 (2013 г.).doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.16 Mб
Скачать

2.2.1.6 Буржуа и социалисты

Прогрессивные идеи и движения в конце Средневековья и начале Нового Времени разделились на два направления.

Первое – буржуазные революции, направленные на замену монархии и феодального государства буржуазной республикой (в которой власть принадлежит буржуазному меньшинству, владеющему средствами производства и пользующемуся наемной рабочей силой, представители которого избираются путем демократических выборов).

Второе – утопический социализм, направленный на уничтожение частной собственности (обобществление средств и продуктов производства), в результате чего феодалы и буржуа потеряли бы свою монополию на власть.

Первое направление было своевременным и хорошо разработанным, второе –совершенно «сырым». Для социалистических революций условия и коммунистическая теория созрели лишь столетия спустя. Буржуазные революции и связанные с ними теории в свое время несли прогресс обществу в целом, хотя стремились к благополучию не для всех и даже не для большинства, а для буржуазного меньшинства. Они разрешали назревшее противоречие производительных сил и способа производства феодальной общественно-экономической формации. Экономическая власть уже была в руках частных собственников крупных производств, купцов, ростовщиков, оставалось забрать у монархов, церкви и отдельных феодалов всю полноту политической власти. Таким образом, переход к буржуазным республикам был неотвратимой сменой надстройки, для приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим базисом.

Интересующая нас часть протестного авангарда тех столетий – социалисты, а не их будущие основные противники буржуа.

2.2.1.7 От сельских общин и античных полисов – к промышленным городам-утопиям

Общим достижением первых социалистов-утопистов Возрождения был переход в теории от потребительской «уравниловки» к развитию и обобществлению производства, переход от моделей замкнутых сельских общин к моделям промышленно развитых городов. Первые утопии не опирались на какую-либо научную основу, но последующие авторы все же «нашли» одно любопытное оправдание своим идеям – естественное право. Составляющая теории «естественного права» - общественный договор. Якобы изначально люди жили «в естественном состоянии», а затем для взаимной выгоды утвердили договор, согласно которого от каждого отчуждалась часть естественных прав в пользу государственного покровительства; все люди сотворены природой (или Богом) одинаковыми, а созданные ими же законы делят их на неравноправные сословия. Отсюда напрашивался вывод: восстановить «первобытную справедливость». Гоббс писал, что в «естественном состоянии» шла война всех против всех, а государство укротило эту стихию. Руссо проповедовал, что «от природы» люди были добры, а все беды начались с того момента, как один человек отгородил участок земли и заявил «это мое».

Борцы за создание крестьянских общин Уинстэнли, Беллерс, Мелье, Морелли, Мабли (XVI – XVIII) не только писали новые утопические работы, но и пытались организовать примитивистские общины с преимущественно домашним производством и равномерным распределением благ на практике. Эти общины несли угрозу целостности феодальных государств и часто обладали нежизнеспособным экономическим устройством, поэтому просуществовали недолго.

Теории утопистов тех времен во многом были шагом назад по сравнению с предшественниками, поскольку отказывались от научного прогресса и обобществленной крупной промышленности. С другой стороны, города ранних утопистов так и не были созданы, а общины примитивистов с «осуществлением естественного права» были опробованы на практике. Пусть общины просуществовали не долго, но их крах выявил ошибки теории, что заставило следующих политологов искать другие пути.