Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права и свободы чела в уголовном судопроизводстве.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
62.79 Кб
Скачать

Глава 1.Основы правового регулирования принципа охраны прав и свобод человека в российском уголовном судопроизводстве

1.1 Права и свободы человека и гражданина как объекты правовой охраны в российском уголовном судопроизводстве

В рамках исследуемой проблемы особый интерес вызывают понятия «защита» и «охрана», анализ которых позволит нам глубже понять особенности защиты прав и интересов обвиняемого (подозреваемого) в уголовном судопроизводстве. Законодатель зачастую использует указанные термины либо как равнозначные понятия, либо как общее и частное, причем «защита» понимается как часть или цель «охраны» и наоборот.

Понятия «охрана», «защита», «юридическая помощь», «оборона», «устранение опасности» являются синонимами1, эта позиция наиболее распространена в уголовно-процессуальной теории.

Гражданские (личные) права определяют свободу человека в личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. Цель этих прав состоит в охране и защите частной сферы, в которой выражается индивидуальность и личностное своеобразие человека.

Гражданские права и свободы ограждают автономность личности, неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку независимо от гражданства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ним относятся: право на жизнь (ст. 20); право на охрану государством достоинства личности (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на определение и указание своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место жительства и проживания, выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29) .

В уголовном судопроизводстве обвиняемый (подозреваемый) поставлен в особые условия: с одной стороны, в силу презумпции невиновности, он считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором. С другой стороны, имеющиеся основания полагать, что именно он совершил преступное деяние, предопределяют применение к нему мер процессуального принуждения и органы расследования в силу требований ст. 21 УПК РФ обязаны осуществлять уголовное преследование.

Указанный факт вызывает необходимость в изменении содержательной стороны защиты прав обвиняемого, что предопределяет включение в понятие «защита прав» в уголовном судопроизводстве:

1) собственно защиту прав – деятельность, направленную на восстановление нарушенных прав и

2) охрану – деятельность, направленную на обеспечение (реализацию) прав и интересов обвиняемого (подозреваемого), направленную на будущее, ее основная задача – не допустить правонарушение, устранить преграды для реализации правомочия, т. е. профилактико-предупредительная деятельность.

Столь широкая трактовка защиты права применима только к содержанию защиты прав обвиняемого и подозреваемого. Защита прав потерпевшего, гражданского истца – это государственно-принудительная деятельность, направленная на осуществление восстановительных задач – на восстановление нарушенных преступным деянием прав и обеспечение юридических обязанностей.

Провозглашенные государством права и свободы всегда означают определенную возможность лица поступать так или иначе. Отсюда «возможность» есть тот исходный конструктивный элемент, который дает первоначальное представление о субъективных правах как объекте защиты.

В теории уголовного процесса в содержание субъективного права традиционно включают:

а) возможность пользоваться определенным социальным благом;

б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права2.

«Субъективное право наделяет лицо двоякой возможностью: правом на свои и на чужие действия, что гарантирует ему осуществимость своего права»3.

Субъективному праву корреспондирует юридическая обязанность – мера должного поведения, на котором настаивает государство, выражая при этом господствующую волю, воплощенную в объективном и субъективном праве. Наиболее ощутима связь субъективных прав и юридических обязанностей тогда, когда само использование субъективного права зависит от активных действий обязанных лиц, когда образуются правоотношения.

Возникает вопрос о возможности обязанности субъекта уголовно-процессуальных отношений быть объектом защиты. Полагаем, что объектом защиты будет не сама юридическая обязанность, а строгое соблюдение закона при осуществлении юридических обязанностей, то есть ее надлежащее выполнение.

Традиционно объектом защиты являются не только субъективные права, но и законные интересы участников уголовного процесса.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству защита прав участников уголовного процесса стала назначением уголовного судопроизводства. Ч. 1 ст. 6 УПК РФ провозглашает: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и от необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод».