
- •Государство - продукт непримиримости классовых противоречий.
- •Особые отряды вооруженных людей, тюрьмы и прочее.
- •3. Государство — орудие эксплуатации угнетенного класса
- •4. «Отмирание» государства и насильственная революция
- •1. Канун революции
- •2. Итоги революции
- •3. Постановка вопроса марксом в 1852 году
- •1. В чем героизм попытки коммунаров?
- •2. Чем заменить разбитую государственную машину?
- •3. Уничтожение парламентаризма
- •4. Организация единства нации
- •5. Уничтожение паразита – государства
- •1. Постановка вопроса марксом
- •2. Переход от капитализма к коммунизму
- •Первая фаза коммунистического общества
- •4. Высшая фаза коммунистического общества.
2. Чем заменить разбитую государственную машину?
На этот вопрос Маркс давал ответ совершенно абстрактный, указывающий задачи, но не способы их разрешения. Заменить «организацией пролетариата в господствующий класс», «завоеванием демократии» — таков был ответ «Коммунистического Манифеста».
Опыт Коммуны, как бы он ни был мал, Маркс подвергает в «Гражданской войне во Франции» самому внимательному анализу.
«Прямой противоположностью империи была Коммуна». «Она была определенной формой такой республики, которая должна была устранить не только монархическую форму классового господства, но и самое классовое господство.
В чем именно состояла эта «определенная» форма пролетарской, социалистической республики? Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны и в любое время сменяемы. Большинство их состояло, само собою разумеется, из рабочих или признанных представителей рабочего класса.
А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то «особой силы» для подавления уже не нужно!
Мера Коммуны: отмена всяких выдач денег на представительство, всяких денежных привилегий чиновникам, сведение платы всем должностным лицам в государстве до уровня (заработной платы рабочего).
Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, дешевое правительство, уничтожив две самые крупные статьи расходов, армию и чиновничество.
3. Уничтожение парламентаризма
Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы.
Выход из парламентаризма не в уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении представительных учреждений из говорилен в «работающие» учреждения. «Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим, в одно и то же время законодательствующим и исполняющим законы».
Продажный и прогнивший парламентаризм буржуазного общества Коммуна заменяет учреждениями, в коих свобода суждения и обсуждения не вырождается в обман, ибо парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями.
Об уничтожении чиновничества сразу, повсюду, до конца не может быть речи. Это — утопия. Но разбить сразу старую чиновничью машину и тотчас же начать строить новую это первоочередная задача революционного пролетариата.
Мы не утописты. Мы не «мечтатели» о том, как бы сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения; эти анархистские мечты, основанные на непонимании задач диктатуры пролетариата, в корне чужды марксизму и на деле служат лишь оттягиванию социалистической революции до тех пор, пока люди будут иными.
Нет, мы хотим социалистической революции с такими людьми, как теперь, которые без подчинения, без контроля, без «надсмотрщиков и бухгалтеров» не обойдутся.
Все народное хозяйство, организованное так, чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры, как и все должностные лица, получали жалованье не выше «заработной платы рабочего», под контролем и руководством вооруженного пролетариата — вот наша ближайшая цель.
Вот какое государство, вот на какой экономической основе, нам необходимо. Вот что даст уничтожение парламентаризма и сохранение представительных учреждений, вот что избавит трудящиеся классы от проституирования этих учреждений буржуазией.