Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
17, 19, 20, 21, 22.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
98.45 Кб
Скачать

Мотивационное и волевое состояния сознания

Начальное звено в цепи мотивационных процессов образуют желания и опасения. Желание или опасение побуждает субъекта к тому, чтобы проверить, достижим ли объект желаний или устраним ли объект опасений и (в случае положительного ответа) стоит ли вообще прилагать такие усилия (какая от этого будет выгода). Речь идет о желательности и реализуемости возможных целей деятельности.

Если искать функциональную характеристику, отвечающую мотивационному процессу, то это должна быть ориентация на реальность. Прежде всего следует оценить последствия, которые могут насту­пить в случае принятия желаемой цели и ее достижения. Таким образом, субъект должен максимально точно спрогнозировать возможные события, которые будут обусловлены его поведением.

Мысли, связанные с мотивационными и волевыми процессами, обладают особым модусом и характеризуются 1)содержанием, 2)селективностью и 3)способом переработки. Различается несколько типов ожидания: ожидание результатов развития ситуации, ожидание результатов от действия и, наконец, возможность использования достиг­нутых результатов для последующих действий. Особый вид содержаний представляют так называемые метамотивационные стратегии. К метамотивации относятся размышления, позволяющие сде­лать процесс взвешивания и выбора между различными стимулами и побуждениями более определенным и надежным.

Четыре фазы действия

В процессе достижения цели можно выделить четыре фазы, две из которых связаны с мотивационным и две — с волевым состоянием.

  1. Подго­товительная мотивационная фаза. В этой фазе происходит обдумывание возможных альтернатив действия, и заканчивается она формирова­нием интенции.

  2. С этого момента действие переходит в две следующие друг за дру­гом волевые фазы. Первая из них — преакциональная, когда субъект ждет подхо­дящего момента и подходящих обстоятельств для воплощения сформированной интенции в действие или же для отказа от этой интенции.

  3. Фаза реа­лизации интенции, заканчивающаяся достижением результата, после чего действие прекращается (дезактивация).

  4. Мотивационная фаза, за­пускающая оценочные процессы.

Волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений.

Выготский вводит понятие «произвольность» и говорит, что воля связана с опосредованным поведением, то есть с произвольным поведением.

Из Иванникова:

При решении вопроса о критериях волевой и произволь­ной peryляций становится невозможным логически простое и cтpoгoe деление их по предмету. Волевую регуляцию можно было бы рассмотреть как реrуляцию побуждения, а произвольную ­ как реrуляцию различных характеристик действия (темпа, ско­рости, силы, длительности и пр.). В предложенном варианте во­левая реrуляция может осуществляться по отношению к любому параметру действия, а побуждение к действию может реrулироваться и ПРОИЗВОЛЬНЬІМ способом.

Если оценивать человека по критерию «волевой­-слабоволь­НЬІЙ, волеВЬІМ, при рассмотрении проблеМЬІ ca­модетерминации, следует считать человека, способноrо создавать дополнительное побуждение к деЙствию через изменение ero СМЬІСЛОВОЙ СТОРОНЬІ. Это относится не только к инициации действия, но и к поддержанию СИЛЬІ, темпа, скорости, длитель­ности раБОТЬІ, к преодолению раЗЛИЧНЬІХ внешних и внутренних препятствий.

Если понимать волевую реrуляцию как реrуляцию личностно­го уровня, то возможен и второй тип волеВОгО человека. ВолеВЬІМ МЬІ ДОЛЖНЬІ признать также человека с rлубокими ПРОЧНЬІМИ убеждениями, стойким цеЛОСТНЬІМ мировоззрением, с боrатой СМЬІСЛОВОЙ сферой, человека, КОТОРЬІЙ способен ради убеждений преодолеть значительныIe трудности, так как убеждения человека леrко формируют адекваТНЬІЙ СМЬІСЛ действий, отвечающих им.

Если же критерий волевоrо человека связать с характери­стиками ero деятельности (настойчивостью, рсшительностью, энерrИЧнОСТЬЮ, упорством в действиях и т. д.), то тоrда волевыM МЬІ будем считать человека, реально проявляющеrо эти качества в своем поведении. Есть основания полаrать, что в житейской психолоrии оценки даются именно по этим критериям, но МЬІ ДОЛЖНЬІ помнить о множестве факторов, определяющих настой­чивость, решительность, смелость, энерrичность и т. д.

Заметим, что стремление увидеть за волеВЬІМИ качествами человека особое образование ­ волю ­ пока не подкреплено какими-либо существеННЬІМИ доказательствами. Наоборот, име­ ет ся МНОЖССТВО фактов, свидетсльствующих о самостоятельнос­ти каждоrо волевоrо качества и независимости их формирования друr от друrа. При этом часто трудно или невозможно определить, проявляется ли настойчивость или друrое качество как личностное качество или как следствие действия определенного мотива, уровня притязаний, самооценки или внешних обстоя­тельств.

Формирование волеВЬІХ качеств яв­ляется неоБХОДИМЬІМ элементом в развитии волевой реrуляции побуждения действий.

ВЬІВОДЬІ:

1. Волевая реrуляция (в варианте самодетерминации) есть pe­гуляция действия (или психического процесса) через изме­нение смысла действия, обеспечивающего необходимое по­буждение (торможение) к нему.

2. Волевая реrуляция есть часть ПРОИЗВОЛЬНОЙ реrуляции про­цессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной реrуляции ­ ЛИЧНОСТНЬІЙ уровень.

3. В традициях деятеЛЬНОСТНОгО подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по по­ строению побуждения.

4. В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит ПРОИЗВОJIьная форма мотивации, rде изменение побужде­ния достиrается через изменение смыслa действия.

Воля стала пониматься не как такая сила, которая может что угодно накрутить в механизме психики, а как несколько рычажков. В.А. Иванников вводит 8 таких рычагов - 8 способов изменения смысла действий и создания дополнительного смысла:

  1. намеренное изменение значимости деятельности;

  2. изменение своей роли в деятельности, т.е. изменение социальной позиции;

  3. предвидение последствий своей деятельности и изменение значимости отдалённых последствий;

  4. включение новых мотивов;

  5. связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать всё что хочешь;

  6. включение заданного действия в более широкий и значимый контекст;

  7. обращение к символам и ритуалам для поддержки значимости действия;

связывание действий с клятвами и обещаниями

В настоящее время проблема воли рассматривается в терминах самодетерминации и саморегуляции. Ричард де Чармс – первым ввёл понятие самодетерминации (человек есть сам причина своего поведения). У него учился Деси. Ричард де Чармс выделяет два крайних типа людей – ощущающих себя причинными и ощущающих себя пешками. Между ними существует континуум, в который укладываются промежуточные типы.

21. ВОЛЯ — философское и психологическое понятие, обозначающее осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями. К конкретным проблемам, связанным с В., относятся

- конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов),

-переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия),

-усиление недостаточного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация),

-преодоление препятствий по ходу действия (настойчивость),

-сдерживание непосредственных импульсов и побуждений (самоконтроль). Исторически проблема В. долгое время представляла собой отдельную область философии и психологии человека; в настоящее время она входит в сферу психологии мотивации и саморегуляции.

1. Проблема воли появилась уже в античности как проблема объяснения действий людей, выполняемых без желания или вопреки нежеланию, на основе осознания их необходимости (Аристотель, воля как особая форма причинности)

2.Проблема соотношения воли, разума и свободы воли. (19 в, философия Шопенгауэра и Ницше).

3.Воля как переход от намерения к его реализации, от мысли к действию (Джеймс). Конец 19 в.

4.Первая треть 20 в. Ах, Левин, Выготский.

Ах: представление о целевой детерминирующей тенденции, которая может управлять течением психических процессов наряду с естественными ассоциативными тенденциями, и даже противоречить им. Действие на основе волевого акта способно преодолевать существенные препятствия; в результате этого преодоления действенность принятого намерения даже усиливается.

Левин: преодолел разрыв между волевыми и мотивационными процессами. Он экспериментально показал, что сознательно принятые намерения («квазипотребности»), независимо от их происхождения (они могут быть следствием полученных инструкций, корениться в сфере воображения или в перспективе будущего), влияют на протекание действия так же, как истинные потребности, порождая непроизвольно действующие динамические силы, управляющие протеканием действия.

Выготский: произвольность - главная характеристика специфики человеческой психики и поведения, один из главных признаков высших психических функций. Согласно теории Выготского, сущность психологического развития человека заключается в постепенном овладении своим поведением и превращения психических функций в произвольные. Механизмом этого овладения выступает социальное взаимодействие: усваивая способы, которыми взрослый управляет его поведением, ребенок сам начинает применять их для воздействия на поведение взрослого, а затем обращает их на себя, формируя механизмы произвольного управления собственным поведением. При этом как управление другим человеком, так и произвольное управление своим поведением, по Выготскому, не носят характер прямого воздействия, а являются опосредованными; к ситуации подключаются дополнительные знаковые стимулы-средства, которые меняют структуру сил, влияющих на поведение. Таким образом, Выготский впервые поставил проблему воли не как внутренней силы, способной придать действию дополнительное побуждение, а как психологической техники сознательного сочетания человеком различных побудительных сил и стимулов, чтобы использовать их непроизвольное действие нужным ему образом.

5. 30-е гг. интерес к проблеме воли падает. Есть разработки:

-воля как способность преодоления препятствий (К.Н. Корнилов, В.В. Селиванов, П.В. Симонов)

- вмешательство сознания в управление текущей деятельностью (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили)

-взгляд западный психотерапевтов (О. Ранк, Р. Ассаджиоли, Л.Фарбер)

-смысловая основа воли и ее связь с интенциональностью — способностью желать что-то, находящееся вне субъекта, в мире (Р. Мэй)

6.Новые подходы (Россия, Германия), 80-е гг. В них проблема воли выступала как частный случай проблемы регуляции действия

-Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия, основанной на придании цели действия дополнительного смысла, стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия. Например, дав обещание или клятву что-то сделать, человек подключает к мотивации этого действия мотив самоуважения — ведь теперь, не выполнив обещанное, он уронит себя в глазах других и своих собственных. Было экспериментально показано (Е.Эйдман), что волевая регуляция развивается, как и другие высшие функции, от опоры только на наглядные внешние, находящиеся в ситуации средства, к опоре на внутренние средства и ресурсы, которые человек находит вне ситуации, в более широком жизненном контексте, или порождает в своем воображении. Тем самым развитая волевая регуляция позволяет преодолеть зависимость действия от текущей ситуации и совершать поступки — действия, определяемые не ситуацией, а широким ценностным контекстом (А.Н.Леонтьев).

- Ю.Куль, работающий в традициях К.Левина, ввел различение мотивационных и волевых аспектов регуляции действия, сосредоточившись на процессах контроля за выполнением действия на основе уже принятого решения. Этот подход получил развитие в т.наз. «модели Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера. В ней различаются два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия, и волевое, начинающееся после принятия этого решения. В многочисленных экспериментах было показано, что эти два состояния характеризуются существенными различиями в процессах переработки информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]