Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rimskoe_pravo.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
126.65 Кб
Скачать

Наследование по закону при Юстиниане

Юстиниан осуществил реформу в наследовании по закону, изложив ее в 118 и 127 новеллах. В основу наследования он положил кровное родство. Стало одинаково возможным наследование родственниками на общем основании по мужской и женской линиях, незаконнорожденными детьми после матери. К когнатам было приравнено усыновление. Потеряло значение принадлежность к тому или другому полу, пребывание под чужой властью или полная самостоятельность.

Призывались ближайшие родственники, несколько одинаково ближайших наследовали сообща, при отсутствии или отказе ближайшего родственника наследство переходило следующему по степени родства.

Порядок наследования различался как обыкновенный и особенный. Обыкновенный порядок наследования образовывал четыре класса наследников: 1) нисходящие — потомки наследодателя (сын, дочь, внук и т. д.). На первом месте стояла наиболее близкая степень (дочь, сын). Представители следующей степени (внуки) призывались вместе с представителями наиболее близкой, если не было в живых их родителей. При этом на всех последующих нисходящих родственников приходилась та доля, которая досталась бы их родителям. Например, оставались в живых сын и два внука от дочери, одна половина шла сыну, а другая — двум внукам. Это называлось поколенным разделом, а право последующих на долю именовалось правом представления; 2) восходящие — полнородные братья и сестры и их дети. В этом классе ближайший восходящий (отец) устранял дальнейшего (деда). Если были одни восходящие, то наследство делилось по линиям (одна часть шла по восходящей линии отца, другая — по линии матери наследодателя). Если вместе с восходящими наследовали братья и сестры, наследство между ними делилось поголовно. Если были только полнородные братья и сестры, то они также получали ту долю, которая приходилась бы их умершему родителю, если бы он был в живых; 3) неполнородные братья и сестры, т. е. единокровные (имеющие одного и того же отца, но разных матерей) и единоутробные (от одной матери, но разных отцов) призывались только при отсутствии полнородных братьев и сестер; 4) все остальные — боковые родственники, из которых ближайший устранял дальнейшего. Предельной степени родства Юстиниан не устанавливал.

Если у наследодателя вовсе не было родственников, то призывался к наследству переживший супруг.

Особенный порядок наследования существовал в пользу некоторых физических и юридических лиц: бедной вдовы, детей от конкубины, несовершеннолетнего усыновленного, казны.

46. Принятие наследства и его последствия. Легаты и фидеикомиссы.

В этом случае римское право различало необходимых и добровольных наследников: к первым относились подвластные дети и рабы, ко вторым — все остальные. От первых не требовалось какого-либо акта приобретения (с момента смерти наследодателя они автоматически считались принявшими наследство): хотят или не хотят, они должны наследовать. Претор во имя справедливости, чтобы не заставлять детей принимать заведомо убыточное и обремененное долгами наследство, дал им льготу воздерживаться от принятия нежеланного наследства. Другие необходимые наследники (рабы) такой льготы не имели.

Относительно вступления добровольных наследников важно было учитывать их волеизъявление и срок их вступления в наследство: 1) способ волеизъявления имел значение в том смысле, что принятие должно совершаться, как правило, лично наследником. Представительство допускалось при наследовании юридических лиц или за малолетнего или безумного. В качестве помощника при принятии наследства по завещанию мог выступить душеприказчик, действовавший согласно договору поручения. Воля наследника могла выражаться в различных неформальных действиях, в письме, в словах; 2) обязательного законного срока вступления в наследство не существовало, не было и давности принятия наследства. Но в некоторых случаях наследник должен был принимать в расчет два промежутка времени: срок принятия, назначенный завещателем, и срок, установленный в интересах кредиторов наследника. Первый обозначался словом крецио (от глагола цернере — «решить в назначенный срок», обыкновенно — 100 дней и выразить свое решение формальным образом о принятии наследства). Если этот срок нарушался наследником, то он отстранялся от наследства. В V в. этот формализм принятия наследства был отменен. Второй промежуток времени — срок, установленный в интересах кредиторов наследодателя, — наступал в тех случаях, когда кредиторы намеревались просить об открытии конкурса над наследством (наследник мог испросить срок для обдумывания, стоит ли ему самому вступить в наследство). Длительность срока — от 100 дней до 1 года.

Непринятие наследства могло иметь различные последствия: а) если один из нескольких равноправных наследников отказывался, то его доля поступала по праву приращения неотказавшимся наследникам; б) если отказывались все равноправные наследники, то призывались последующие; в) если не было и последующих наследников, то имущество становилось выморочным.

Право приращения означало право неотказавшегося наследника на долю отказавшегося наследника. (Например, в завещании назначены два наследника, если один из них отказывался, то его доля «прирастала» к неотказавшемуся наследнику).

Право приращения имело две отличительные черты. Во-первых, оно не зависело от усмотрения наследодателя и наследника (ни завещатель не мог отнять право приращения, ни наследник не мог отказаться от него). Во-вторых, приращение совершалось без особого волеизъявления. В силу самого права свободная доля примыкала к другим долям. Приращение могло быть и при наследовании по завещанию, и при наследовании по закону.

При наследовании по завещанию приращение совершалось следующим образом: свободная доля, которая не могла перейти некоторым наследникам (умершим до смерти завещателя, холостым, бездетным, перегринам), поступала другим наследникам. При Юстиниане приращение стало определяться соразмерно долям других равноправных наследников, без всяких ограничений.

При наследовании по закону доля непринимающего наследство присоединялась соразмерно к другим долям, поступавшим в пользу принимавших наследников. Размер же отдельных приращений определялся способом раздела наследства: поголовно или поколенно.

Поворот принятого наследства, как правило, не допускался. Но были и исключения: а) отнятие наследства у недостойного наследника; б) при наступлении резолютивного условия в завещании легионеров; в) когда оспоренное завещание теряло силу, наступало открытие наследства в пользу наследников по закону.

В завещании наследодатель мог указать на то, чтобы отдельные предметы из наследства достались другому лицу. Такое завещательное распоряжение именовалось легатум (отказом по завещанию)

По Дигестам, «легатэто дарение, оставленное посредством завещания». В юридическом отношении в отказе из наследства участвовали три лица: наследодатель, установивший отказ; тот, кто должен исполнить отказ (наследник или фискал); одаренный отказом.

В римском праве нашло отражение богатая история отказов. До императора Августа отказы назывались легатами, и они имели четыре формы, из которых две считались существенными: отказ, получаемый легатарием непосредственно из наследственной массы; отказ, получаемый через наследника. Последняя форма была типичной: она предполагалась всегда, если явно не было отказа в другой форме.

Со времени Августа постепенно образовался второй вид отказа — фидеикомиссы — доверенное поручение, возложенное на наследника или легатария совершить определенное действие в пользу третьего — фидеикомиссара.

Долгое время различие между легатами и фидеикомиссами выражалось в следующем: легаты указывались в завещании, назначались формально, возлагались на наследника, назначались только римским гражданином, легатом могло быть вещное и личное право; фидеикомиссы назначались и в одной кодицилле (к завещанию прилагались таблички, содержащие просьбу завещателя к наследнику сделать что-либо в пользу другого лица, — кодекс, отсюда и название), и в устной речи; составлялись неформально; могли возлагаться и на легатария, и на латина и на перегрина; были действительными и в случае, если одаренный переживет; устанавливали только личное отношение.