Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20-38_vse_po_seminaram.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
420.35 Кб
Скачать

Ошибки иррационального мышления.

Работа А. Бека наиболее широко известна в связи с терапией депрессий, причину которых А. Бек видел в когнитивной триаде неадаптивных автоматических мыслей, включающей негативные мысли о самом себе («мне в этой жизни ничего не удалось, я абсолютный никчемный человек»), негативные мысли о мире («ничего в этом мире сделать нельзя»), и негативные мысли о будущем («ничего хорошего меня в будущем не ждет»)

Вследствие долженствования в мышлении человека развиваются следующие типичные, по мнению Аарона Бека искажения:

Все или ничего: «Если я потерпел неудачу в решении какой-либо важной зада­чи, а этого не должно было случиться, то я полный неудачник и совершенно не­достоин любви».

Скачок к заключениям и негативная непоследовательность: «Так как я не дол­жен был делать этого, но сделал, то теперь меня будут считать угрюмым неудачни­ком или будут смотреть на меня как на некомпетентного человека».

Догадки: «Так как они смеются надо мной из-за неудачи, то, наверное, думают, что я должен всегда добиваться успеха, и будут в дальнейшем презирать меня, ес­ли этого не будет происходить».

Концентрация на отрицательных чувствах". «Так как я не могу терпеть, когда что-то не получается, то я не могу видеть ничего хорошего в своей жизни».

Исключение положительных чувств: «Когда другие хвалят меня, то они только оказывают мне любезность, делая вид, что забыли все то плохое, чего я не должен был делать, но делал».

Всегда и никогда: «Несмотря на то что условия жизни должны измениться к лучшему, в действительности сейчас они настолько плохие и неустойчивые, что навсегда останутся такими, а я никогда не буду счастлив».

Принижение: «Моя успешная попытка в этой игре была удачей и не имеет зна­чения. Но моя неудача, которую я никогда не должен был допустить, была на­столько серьезной, насколько это вообще возможно, и это непростительно».

Эмоциональное объяснение: «Так как я показал себя не в лучшем свете, чего я не должен был делать, я чувствую себя как простофиля, и мои сильные чувства дока­зывают, что я заслужил осуждения».

Наклеивание ярлыков и чрезмерное обобщение: «Так как я не должен терпеть по­ражение в важных делах, но это произошло, я никудышный игрок и неудачник».

Персонализация: «Поскольку я действую гораздо хуже, чем должен действо­вать, то я уверен, что смеются только надо мной, и это ужасно!»

Ожидание наказания: «Когда я не делаю что-либо так, как мне следует это де­лать, а меня по-прежнему поощряют и принимают, я настоящий обманщик, поэто­му скоро сам перестану себя уважать, а они увидят, насколько я презренный тип».

Безупречность: «Я понимаю, что сделал что-то довольно хорошо, но я должен решать задачи, подобные этой, абсолютно безупречно, и поэтому на самом деле я некомпетентен».

Рациональной альтернативой драматизированию, «катастрофизации», по мне­нию А. Бека, является оценивание степени негативности активирующего события; устойчивость — рациональная альтернатива иррациональному убеждению «Я не могу терпеть это»; принятие — рациональная альтернатива осуждению .

Одна из наиболее часто цитируемых в работах по когнитивной и бихевиоральной психотерапии фраз — высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета о том, что «людей расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах». Кроме того, представители этого направления, дискутируя с психоанали­тической школой, постоянно подчеркивают, что люди — не беспомощные жертвы своего прошлого и обстоятельств. Их текущее мышление может быть проанали­зировано с целью нахождения неосознаваемых (т. е. незамечаемых, «автоматиче­ских», по терминологии А. Бека) стереотипных для конкретного субъекта мыслей, которые являются необоснованными (основанными не на фактах и опыте) и вы­зывают или усугубляют (точнее, создают!) негативные переживания. Целью этого анализа является уменьшение типичных ошибок иррационального мышления пу­тем их последовательного логического оспаривания.

Отметим, что знание этого вида психотерапии и консультирования является обязательным для сдачи психо­логами лицензионного экзамена в США и входит в программу обучения и тренин­га социальных работников во многих странах.

21вопрос (продолжение)

Второй этап терапии, состоящий в проработке базисных посылок, базируется на трех принципах, в которые входят:

принцип выделения базисных посылок (или схем);

принцип конфронтации со старыми схемами;

принцип «оживления детских переживаний».

Для выделения базисных посылок прежде всего клиента знако­мят с этим понятием как совокупностью глубинных убеждений, которыми он руководствуется в жизни.

Далее проводится анализ всех ранее полученных материалов с целью выявления общих тем, в которых выявляются некоторые логические основания (базис­ные посылки).

Кроме того, применяется особый способ задавания вопросов (техника «пущенной вниз стрелы»), который можно проиллюст­рировать следующим примером (в скобках даны названия логи­ческих ошибок).

Пример.

Терапевт (Т). Какие мысли мелькали у тебя в голове во время обеда?

Пациентка (П). Линда игнорирует меня (селективная фокусировка, пер­сонификация).

Т. Что это значит?

/7. Я не могу ладить с людьми (интернальная аттрибуция, сверхобоб­щение).

Т. Что это для тебя значит?

П. У меня никогда не будет друзей (абсолютистское предсказание).

Т. Что это означает — «не будет друзей»?

П. Что я одинока (глубинная схема).

Т. А что для тебя означает «быть одинокой»?

П. То, что я всегда буду несчастливой (начинает плакать).

Проблема данной пациентки была связана с ее глубинным убеж­дением: «Если люди не реагируют на меня, значит, я им не нрав­люсь». Сильная эмоциональная реакция является показателем по­падания в ключевую базисную посылку.

Принцип конфронтации со старыми схемами.

После выявления базисных посылок, порождающих данные симптомы, проводится полное или частичное переструктуриро­вание схемы, в основном используя техники выявления логичес­ких ошибок, ведения дневника и технику колонок.

Как уже было отмечено, один и тот же метод может применяться с помощью различных приемов, техник, терапевтических «вмешательств».

Так, А. Бек мето­дами коррекции ошибочных убеждений считал следующие три, на использование которых можно подвигнуть клиента:

интеллектуальный (тестирование сомнитель­ных или ошибочных концепций и замена их более валидными),

эксперименталь­ный (проживание определенного опыта с целью проверки ошибочных предполо­жений о нем, которые принимаются за реальные убеждения) и

поведенческий (развитие новых стратегий совладания, например обучение определенному мето­ду релаксации, навыкам поведения в конфликте, десенситизация и т. п.). Ошибоч­ными или негативными он считал следующие способы мышления (Beck, 1976):

* «все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах);

* сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу);

* «ментальный фильтр» (отфильтровывание информации: например, накопле­ние негативной и игнорирование или исключение позитивной);

* автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной ин­формации, например неспособность принимать похвалу);

* скачок к умозаключению («она рассердилась — значит... я плохой... она меня ненавидит... она плохая...» и т. д.);

* максимализм или минимизация (видение вещей непропорциональными: пре­увеличение, «раздувание» чего-либо или умаление);

* эмоциональное резонерство (поиск логического заключения из факта, напри­мер, плохого настроения);

* долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в прак­тике консультирования, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует моти­вации);

* наклеивание и срывание ярлыков («эти люди такие-то...» вместо: «эти люди

сделали то-то и то-то...»);

* персонализация (например, убеждение типа «что бы ни случилось, это ваша

личная ошибка»).

Принцип «оживления детских переживаний» важен для пони­мания источников происхождения тех или иных базисных посы­лок. Основные приемы, которые тут используются, — это техни­ки ролевой игры и техники воображения. Когнитивная терапия активно развивается и расширяет сферу своего приложения, например, в области преодоления посттрав­матического стресса и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]