Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая микроэкономика Лопатина гр. 6271.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
299.01 Кб
Скачать

Модель равновесия Штакельберга

В отличие от модели Курно, в которой обе фирмы являются на рынке равноправными игроками, в модели Штакельберга одна из них (лидер I) активна, а другая (последователь II) пассивна. Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенный отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка. Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера. В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска, так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции: qII = qII(qI).

Для наглядного сопоставления равновесия Курно с равновесием Штакельберга линии реакции дуополистов нужно дополнить линиями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли. На рис. 5. показано, как располагаются изопрофиты фирмы II. При заданном выпуске фирмы I соответствующая ему точка на линии реакции фирмы II указывает объем ее производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своем выпуске фирма II может только, если фирма I уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофит располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.

Рис. 5. «Изопрофиты дуополии»

Совместив карты изопрофит дуополистов, можно увидеть сочетания qI,qII, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штакельберга (рис. 6.). Точка пересечения линий реакции (С) представляет равновесие в модели Курно, а точка касания линии реакции последователя с наиболее низкой изопрофитой лидера представляет равновесие в модели Штакельберга (SI или SII). Из рис. 6. следует, что у фирмы, становящейся лидером, прибыль увеличивается по сравнению с той, которую она получала при конкуренции по модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту.

Рис. 6. «Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга»

Модель сговора

Модель сговора. Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению и конкурируют друг с другом постоянно по поводу установки цен на продукт. В отличие от них 2—4 фирмы-олигополиста могут непосредственно прийти к соглашению о совместной стратегии и тактике, сделать так, чтобы были установлены наиболее оптимальные для каждого из участников цены и поделить рынок между собой, при этом найти наиболее подходящий объем предложения определив и долю каждой фирмы в производстве данной отрасли. При таком развитии событий рынок становится похожим на чисто монополистический, при котором общий объем отраслевой прибыли увеличивается за счет уменьшения размера выпуска и увеличения цены (по сравнению с совершенно конкурентной ситуацией). 

Олигополия, участники которой находятся в явном сговоре об уровне цен, называется картелем. 

В настоящее время существует так называемая двойственная оценка картеля. Различные пособия по экономике определяют картель как олигополистическую модель, поскольку в отрасли главенствующими являются лишь некоторое количество крупных фирм. В.И.Ленин относил картель к одной из форм монополии, подчеркивая то, что в результате сговора небольшое количество фирм начинают действовать как одно целое. 

На современном этапе сговор по поводу цен и определения квот производства юридически запрещено во многих. Но многие фирмы настолько хотят стать частью монополизации производства с соответствующим установлением монопольных цен на рынке, что они не останавливаются перед нарушением законодательства. Время от времени происходят скандальные разоблачения. Так, широко известен сговор производителей электрооборудования в США в 1950-е годы. 12 человек из 5 компаний тайно собрались и договорились о ценах и разделе рынка, контрактов, прибылях. Их схема была таковой, что при принятии участия в соревнованиях на получение контракта будет соблюдаться следующая последовательность действий: фирмы по очереди будут предлагать наилучшие условия и становиться победителями соревнований. В результате разоблачения сговора его участники были приговорены к тюремному заключению. 

Если на государственном уровне монопольное координирование цен является нелегальным, то такие ограничения не действуют в практике международных компаний. Самым наглядным, по моему мнению, является пример Международного нефтяного картеля, известного как "Семь сестер". В картель входят 6 американских фирм по производству нефти, одна британская и одна англо-голландская. Другим примером может послужить Организация стран—экспортеров нефти ( иначе, «ОПЕК»), чья деятельность имела определяющее значение на рынке нефти и нефтепродуктов в 70—90-е годы, когда ОПЕК неоднократно резко сдерживала поставки нефти на мировой рынок и взвинчивала цены на нефть и нефтепродукты. 

Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Нефть как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Это условие часто бывает нарушено, поскольку очень велик потенциальный выигрыш от, скажем, превышения установленной квоты производства и увеличения объема продаж по завышенной цене, определенной картелем. Фирма-отступник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отношения с бывшими партнерами. 

В современных условиях значение ценовой конкуренции заметно упало. Это обстоятельство, а также ужесточение антимонопольного законодательства привели к снижению значения картеля, во всяком случае в его классической форме. Современные картели, если таковые заключаются, касаются не цен и квот производства, а условий по совместному использованию дорогостоящего оборудования, совместному осуществлению дорогостоящих инвестиционных проектов и пр., т.е. практически картель приблизился к форме консорциума.