- •2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях
- •Глава 3. Учет материалов.
- •1.1 Учет поступления материалов.
- •3.2 Учет отпуска материалов в производство.
- •1. Теоретические основы учета основных средств на предприятии
- •Бухгалтерский учет выбытия основных средств
- •. Учет нематериальных активов.
. Учет нематериальных активов.
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет операций по нематериальным активам, является Положение по бухгалтерскому учете «Учет нематериальных активов» ПБУ (14/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. № 91н.
16.)Учёт затрат на производство:
Для учета затрат на производство используются следующие счета бухгалтерского учета: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Планом счетов предприятиям предоставлено право выбора варианта определения себестоимости продукции:
определение полной себестоимости;
определение ограниченной себестоимости.
Определение полной себестоимости
Все затраты на производство продукции собираются на счете 20 "Основное производство", где формируется фактическая себестоимость продукции.
Счет 23 "Вспомогательное производство" используется для формирования себестоимости услуг вспомогательного производства. Такими производствами являются транспортная служба, ремонтный цех, энергосиловое производство, оказывающие услуги основному производству и друг другу. В конце отчетного периода затраты вспомогательных цехов, в случаях их завершения, списываются на себестоимость готовой продукции пропорционально выбранной базе распределения (количество произведенной продукции или услуг).
Пример: вспомогательное производство вырабатывает пар и отпускает основному производству. При этом в течение отчетного периода:
начислена заработная плата работникам вспомогательного производства — 10000 руб. (дебет счета 23, кредит счета 70);
произведены отчисления в фонды по социальному страхованию и обеспечению — 3850 руб. (дебет счета 23, кредит счета 69);
начислена амортизация основных средств вспомогательного производства — 1200 руб. (дебет счета 23, кредит счета 02);
в конце месяца списаны затраты вспомогательного производства на себестоимость продукции 15050 руб. (дебет счета 20, кредит счета 23).
На счете 25 "Общепроизводственные расходы" собираются расходы по обслуживанию производства: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления, расходы на ремонт, арендная плата и т. д. В конце отчетного периода все расходы списываются на себестоимость продукции (в дебет счетов 20, 23, 29). Аналитический учет по счету 25 ведется по отдельным подразделениям предприятия и статьям расходов.
Пример:
начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения — 2000 руб. (дебет счета 25, кредит счета 02);
начислено за аренду помещения — 1200 руб. (дебет счета 25, кредит счета 76);
отпущены материалы — 1000 руб. (дебет счета 25, кредит счета 10);
в конце месяца списаны общепроизводственные затраты на себестоимость продукции 4200 руб. (дебет счета 20, кредит счета 25).
Общехозяйственные расходы включают в себя расходы по управлению и учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". К ним относятся: содержание общехозяйственного персонала; отчисления в фонды социального назначения; амортизация основных средств управленческого назначения; амортизация нематериальных активов; расходы по оплате услуг связи; банков; информационных, аудиторских и других аналогичных и т. д. В конце отчетного периода все общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продукции, при этом происходит их распределение между видами продукции.
Указанные расходы в качестве условно-постоянных списываются в дебет счета 90 "Продажи".
Пример:
начислена заработная плата персоналу управления — 20000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 70);
произведены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения — 7700 руб. (дебет счета 26, кредит счета 69);
начислена амортизация основных средств — 1000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 02);
начислена арендная плата — 3000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 76);
в конце месяца списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции 31700 руб. (дебет счета 20, кредит счета 26).
Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье затрат, месту возникновения затрат и др.
16.)Учёт готовой продукции:
Учет готовой продукции
Учет готовой продукции регулирует ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 № 2806.
Порядок организации бухгалтерского учета готовой продукции на основе ПБУ 5/01 определяется в методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н, выдержки из которых приведены в настоящем разделе.
Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, являющиеся продуктом производственного процесса организации с полностью законченной обработкой (комплектацией), соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад организации или заказчиком.
Целью учета готовой продукции является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о выпуске и отгрузке готовой продукции в организации.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
правильное и своевременное документальное оформление операций по выпуску, перемещению и отпуску готовой продукции в местах хранения организации;
контроль за сохранностью готовой продукции в местах хранения и на всех этапах движения;
контроль выполнения планов выпуска и реализации готовой продукции;
своевременное выявление невостребованных позиций готовой продукции с целью их возможной модернизации или снятия с производства;
выявление рентабельности всего ассортимента готовой продукции.
Выпущенная готовая продукция, должна передаваться на склад материально ответственному лицу. Крупногабаритная продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления (выпуска).
Выпуск готовой продукции из производства оформляется накладными, приемо-сдаточными актами, спецификациями и другими первичными учетными документами. На поступившую на склад продукцию заводится карточка складского учета, аналогично учету материалов.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных и стоимостных показателях. Если с натуральными показателями вопросов не возникает, то для определения стоимостных показателей (оценки готовой продукции) применяют несколько методик. Рассмотрим основные методики оценки выпущенной готовой продукции:
по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется на предприятиях, обладающих единичным и мелкосерийным производством, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры;
по неполной (сокращенной) производственной себестоимости, исчисляемой по прямым (фактическим) затратам без общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Методика может применяться в аналогичных первому способу производствах;
по нормативной (плановой) себестоимости. Плановая себестоимость используется для оценки выпускаемых номенклатурных позиций готовой продукции. Для организации наиболее информативного учета готовой продукции рекомендуется определять плановую себестоимость для каждой номенклатурной позиции. Отличительная особенность данной методики заключается в необходимости обеспечить отдельный учет отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Отклонения также должны учитываться в разрезе номенклатуры, однако допускается учет отклонений для групп готовой продукции или по организации в целом. Таким образом, учет отклонений в совокупности с плановой себестоимостью позволяет определить фактическую производственную себестоимость готовой продукции. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в организации единой системы оценки в планировании и учете, осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен. Применение данного варианта оценки целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции;
по договорным ценам, ценам реализации и другим видам цен. Договорные цены используются в качестве твердых учетных цен выпускаемой продукции. Отклонения фактической производственной себестоимости продукции учитывают аналогично предыдущему варианту оценки. Области применения данного способа оценки готовой продукции также совпадает с предыдущим вариантом.
При формировании учетных цен для каждой номенклатурной позиции желательно принимать во внимание правило корректного соотношения себестоимости продукции, т.е. две номенклатурные позиции с одинаковой фактической себестоимостью должны иметь одинаковую учетную стоимость. Это необходимо для корректного распределения отклонений (отклонения распределяются пропорционально учетной стоимости) по каждой номенклатурной позиции выпускаемой продукции.
Таким образом, если учетные цены и отклонения от фактической себестоимости отражаются для каждой номенклатурной позиции, использование цен реализации в качестве учетных не совсем корректно, т.к. соотношение цен реализации не всегда соответствует соотношению себестоимости продукции (продукция может иметь одинаковую цену реализации и разную себестоимость).
Фактическая себестоимость готовой продукции зависит от методов учета затрат и калькуляции себестоимости, применяемых в организации.
Синтетический учет готовой продукции.
Для учета наличия и движения готовой продукции материального характера на производственных предприятиях используется активный счет бухгалтерского учета 43 «Готовая продукция». Независимо от методик оценки выпуск (поступление на склад) готовой продукции, изготовленной для реализации, отражается по дебету счета 43.
В настоящем разделе рассмотрен учет готовой продукции материального характера. Выпуск такой продукции можно разделить по целям ее использования следующим образом:
реализация готовой продукции;
общехозяйственное использование (хозяйственный инвентарь);
общепроизводственное использование (инструменты);
использование в дальнейшем производственном цикле (полуфабрикаты).
Схемы бухгалтерского учета зависят от целей использования готовой продукции и от применяемой на предприятии методики оценки.
Если предприятие изготавливает небольшой ассортимент продукции для собственных нужд целесообразно вести бухгалтерский учет по неполной (сокращенной) производственной себестоимости и отражать выпуск (изготовление) продукции в дебет счета 10 «Материалы» с кредита счетов учета затрат 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Если предприятие осуществляет промышленный выпуск большого ассортимента продукции с целью ее дальнейшей реализации для учета наличия и движения готовой продукции используется активный счет бухгалтерского учета 43 «Готовая продукция». Бухгалтерский учет в данном случае целесообразно вести по учетным ценам (плановой себестоимости, договорным ценам). Это связано с тем, что в момент выпуска и реализации готовой продукции фактическая производственная себестоимость еще неизвестна и ее расчет, как правило, происходит в следующем после выпуска (реализации) месяце.
Схема учета готовой продукции.
Для отражения выпуска готовой продукции по учетным ценам используется активно-пассивный счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». Выпуск продукции отражается в дебет счета 43 с кредита счета 40 по учетным ценам (плановой себестоимости). К моменту формирования фактической производственной себестоимости кредитовое сальдо счета 40 определяет нормативную себестоимость выпущенной готовой продукции. Фактическая себестоимость отражается в дебет счета 40 с кредита счетов учета затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Таким образом, сформировавшееся сальдо счета 40 определяет отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от плановой себестоимости. Дебетовое сальдо счета 40 говорит о превышении фактической себестоимости над плановой, кредитовое - об обратном. Величина отклонения определяет правильность методики расчета плановой себестоимости на предприятии, и ее большое значение означает ошибки в плановых расчетах.
Далее сальдо счета 40 списывается на счет 43 (кредитовое сальдо – сторнируется, дебетовое отражается в обычном порядке). Счет 43 целесообразно разделить на два субсчета: 43.1 – готовая продукция по плановой себестоимости; 43.2 – отклонения фактической себестоимости от плановой. Организация аналитического учета на счете 43 зависит от возможностей программного обеспечения, используемого в организации. Если программное обеспечение позволяет, на счете 43 можно организовать аналитический учет по номенклатурным позициям и партиям выпускаемой продукции. Тогда списываемое сальдо счета 40 распределяется по выпущенным в отчетном периоде партиям и номенклатурным позициям готовой продукции пропорционально учетным ценам. Если технические возможности не позволяют, аналитический учет на счете 43.2 можно не вести, и переносить сальдо счета 40 на счет 43.2 одной суммой. Счет 40 сальдо на конец месяца не имеет.
Если продукция, выпущенная в отчетном периоде (за расчетный месяц), была реализована, частично или полностью, отклонения должны быть перераспределены пропорционально остаткам и движениям готовой продукции. Таким образом, отклонения в части реализованной продукции отражаются в дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 43. Сальдо счета 43 после перераспределения отклонений отражает фактическую производственную себестоимость готовой продукции на складе предприятия. Более подробно: учет выпуска готовой продукции.
Если предприятие производит полуфабрикаты, для дальнейшего использования в производственных процессах, учет этих полуфабрикатов ведется на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
Продукция, не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства.
17.)Учёт расходов и доходов организации:
|
|
|
|
||||||||||||||||
1.4. Учет наличных денежных средств в кассе предприятия |
|||||||||||||||||||
Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осуществлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций. Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного счета строго на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживающим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной платы, пособий, но не более 3-х рабочих дней, включая день получения денежных средств с расчетного счета. В настоящее время законодательством установлено, что юридические лица могут осуществлять расчеты наличными на сумму не более трех тысяч рублей. Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он является материально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром в обязательном порядке должен быть заключен договор о материальной ответственности. Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на основании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием наличных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые обязательно должны быть подписаны главным бухгалтером. Лицу, внесшему денежные средства, на руки выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, которая должна быть заверена штампом кассира. Выдача наличных денежных средств из кассы производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Руководитель может не ставить подпись на расходном кассовом ордере в случае, если к нему прилагаются документы, на которых уже имеется разрешительная подпись руководителя. Приходные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним подписываются кассиром. Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными документами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. Помарки и подчистки в кассовых ордерах не допускаются. Выдача кассовых ордеров на руки лицам, получающим или вносящим деньги, категорически запрещена. Прием и выдача наличных денежных средств по первичным кассовым документам должны производиться в день их выписки. До передачи в кассу предприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по приходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ордеров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это регистр аналитического учета операций с наличными денежными средствами. В кассовой книге все листы сброшюрованы. До начала записей в кассовой книге все листы нумeруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. На обороте последней страницы делается запись: "В настоящей книге всего прошнуровано и пронумеровано № страниц". Данная надпись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия. Записи в кассовую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом кассира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчитать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию, где проверяется и является основанием для записей в учетные регистры. Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 "Касса" – счет активный, основной, денежный. Остаток показывается в балансе во 2 разделе актива. 50 "Касса"
Операции по кредиту счета 50 отражаются в журнале-ордере № 1. К журналу-ордеру № 1 открывается ведомость № 1, в которой показываются дебетовые обороты счета 50 "Касса". Строение журнала-ордера № 1 аналогично журналу-ордеру № 2. Основанием для заполнения журнала-ордера и ведомости № 1 являются отчеты кассира. Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия. |
|||||||||||||||||||
19.)Бухгалтерская отчётность на малом предприятии:
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность состоит их бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. При этом сложилась определенная нумерация форм отчетности:
Бухгалтерский баланс считается формой № 1;
Отчет о прибылях и убытках – формой № 2;
Отчет об изменениях капитала считается формой № 3;
Отчет о движении денежных средств – формой № 4;
Приложения к бухгалтерскому балансу – формой № 5;
Отчет о целевом использовании полученных средств – формой № 6;
Форму бухгалтерской отчетности организации имеют право разрабатывать самостоятельно, однако это не целесообразно.
Во-первых, все равно Минфин рекомендует при разработки форм бухгалтерской отчетности, предоставляемых в установленные адреса, учитывать образцы форм, приведенные в данном приказе.
Во-вторых, составить отчетность и привести все данные, подчеркивающие специфику конкретного предприятия, можно, введя дополнительные показатели и пояснения. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное предоставление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Таковой считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерской отчетности организации должна быть обеспечена нейтральностью информации, содержащиеся в ней. Информация не считается нейтральной, если посредствам отбора или формы предоставления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, приводятся данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.
При несопоставимости данных за период, предшествующий отчетному, с данными за отчетный период первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При том каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причины, вызвавших эту корректировку.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Если бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерии) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Малому предприятию не нужно составлять все формы отчетности. В соответствии с пунктом 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решения о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статье Бухгалтерского баланса и статьями Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрешает не предоставлять субъектам малого предпринимательства Отчет о движении денежных средств. Также субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Таким образом, формами бухгалтерской отчетности, обязательными к предоставлению малыми предприятиями являются форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Отчетность составляется в тыс. руб. (код по ОКЕИ 384) или млн. руб. (код по ОКЕИ 385).
Чтобы избежать ошибок при составлении бухгалтерской отчетности, бухгалтер должен помнить о том, что некоторые показатели, отражаемые в одних формах, также отражаются и в других формах. То есть показатели в разных формах отчетности взаимоувязаны и любые расхождения, не имеющие обоснованного составления форм бухгалтерской отчетности.
20.) .1 Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования
Общие элементы учетной политики регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации.К таким элементам,например, относятся формы бухгалтерской отчетности,рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета. Специальные элементы учетной политики регулируют ведение бухгалтерского учета на определенном участке. Таким элементами являются, в частности,способ оценки незавершенного производства,метод начисления амортизации основных средств,порядок списания расходов будущих периодов.
3.2 Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки
Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствую в организации.К таким элементам,например, относятся форма бухгалтерской отчетности,рабочий план счетов, правила документооборота.
Факультативно-обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Аналогично формы первичных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операции, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.
Наконец, факультативными элементами учетной политики является такие,утверждение которых не обязательно даже при наличии хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы.Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету "учет расчетов по налогу на прибыль"ПБУ 18/02. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу.Таким образом,если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок,т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до складов будут включаться в их себестоимость.
