Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УДК321(постранично).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
933.27 Кб
Скачать

Глава 2. Общеисторическиеимперативыобщественногоразвития... 43

Традиции отечественной политической истории явили образцы не только раболепия, тупого бюрократического чванства, мздоимст­ва и произвола, но и самоотверженного служения Родине. Дело не только в нравственном пафосе государственной идеи, но и в особой роли сильного государства, реализующего национальные интересы. Принцип сильной государственности при этом совсем не сводится к аспектам политической конъюнктуры, он должен опираться на то, что в современной политической литературе принято определять как онтологию политической воли.

Пока в России не сформированы развитые институты граждан­ского общества, которые могли бы самостоятельно вести равноправ­ный диалог с властью и проводить политику защиты народа от про­извола бюрократии, пока не заработали в полном объеме механизмы саморегуляции общества, определяемые степенью развитости ры­ночных отношений, стране необходима сильная роль государства.

В современной политологии есть, однако, понятия, которые на сегодня обладают мощным эвристическим звучанием, например «политическое пространство» и «политическое время». И если кате­гория политического пространства в контексте отечественной поли­тической традиции указывает на жизнетворность централизующего начала, силы власти, то категория политического времени - прежде всего на необходимость постоянной оптимизации всей системы от­ношений между государством и обществом, центральными властями и регионами с их потребностями и возможностями, между общест­вом и индивидом.

Если на ранних этапах российской государственности мотив «силы и грозы князя» воспринимался как лозунг прекращения меж­доусобиц (такой мотив звучит, к примеру, в знаменитом «Слове» Даниила Заточника), если даже само слово «самодержавие» перво­начально означало не что иное, как «сам держу», то уже со времен Петра Iявственно обозначились не только возможности, но и преде­лы «регулярного государства», а преодоление абсолютизма стало одной из двух (вторая - отмена крепостного права) важнейших по­литических задач России.

Говоря о дне сегодняшнем, нужно признать, что действительной, может быть, главной предпосылкой достойного развития страны яв­ляется бережное взращивание институций гражданского общества, выработка духа ответственности, свободы, независимости личности. В условиях возросшей динамики политического процесса у страны практически нет временного резерва для корректировки политиче­ского курса по принципу «маятника». Сильное государство должно

44 ПолитическиеотношенияиполитическийпроцессвсовременнойРоссии

восприниматься в современной трактовке этого понятия. Сегодня основания такого государства - не только в укреплении позиций Центра, государственных структур вообще, но и в сильной социаль­ной политике, развитии гражданского общества, нарастающей под­держке инициатив с мест.

Социальная сторона жизни, вопросы социального обустройства в России традиционно имели более важное звучание, чем поиски при­емлемых политических форм. В движении народных низов, включая крестьянские войны, первостепенными неизменно оказывались тре­бования социального, но не политического переворота. Политиче­ская элита, приходящая к власти в переломные времена, стреми­тельно теряла доверие населения, если за фасадом демократических преобразований не просматривалось решение назревших социаль­ных задач. Показательна в этом смысле судьба правительства А.Ф. Керенского и команды М.С. Горбачева. Государство в России неизменно и всегда воспринималось в системе его социальных функций и задач.

Для успеха сегодняшних реформ важно, чтобы издержки модер­низации, связанные с переходом к рыночной экономике, были мак­симально минимизированы для незащищенных групп населения. Примечательно, что в этом максимально сходятся и каноны отечест­венной традиции (вспомним «Поучение Владимира Мономаха»), и социальная практика зрелых государств.

Выводя активные сегменты населения из сетей тотальной опеки с ее оборотной стороной в виде иждивенчества и пассивности, социаль­ное государство в современных своих измерениях не может сводить задачу к стимулированию плоско понимаемой предприимчивости (стремления завести «свое дело», стать «независимых-.» от государства и т.д.). Более того, здесь недостаточно мер и по созданию оптималь­ных условий, например, для получения образования, переквалифика­ции. Задача заключается прежде всего в расширении возможностей соучастия в управлении производством, которое придаст необходи­мые импульсы развитию полноценного гражданского общества как общества активных социальных субъектов, т.е. сущность социального государства должна найти свое выражение в новом качестве самой го­сударственной власти, способной обеспечить и эффективную соци­альную защиту, и активную социальную политику. Государство реа­лизует свои возможности через активизацию усилий в законодатель­ном поле, в трансформации экономики в социальное рыночное хозяй­ство; политические институты отказываются от отношений с гражда­нами, основанных на господстве и подчинении, и нацеливаются на