
Метод сравнения и различия
Заключается в том, что испытуемому называют 2 слова, обозначающие те или иные предметы, и просят сказать, что общего между ними. Иногда называние слов заменяется их наглядным изображением, но это однако, не меняет суть дела.
Этот метод предполагает, что взрослые испытуемые, которые определяют, чем различаются 2 предмета, свободно указывают на то, что они принадлежат к разным категориям ( например, говоря, что « хлеб – это пища», а « нож – это орудие» и т.д.)
Можно выделить 3 категории приемов (три категории задач), которые применяются для сравнения и различения понятий.
Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящихся к одной категории. Во-вторых, испытуемому предлагается сказать, что общего между объектами, у которых общее найти трудно и которые непосредственно гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае.
Третья группа задач еще сложнее. Это опыты на сравнение и различение объектов в условиях конфликта. В этих случаях испытуемому называются объекты, у которых различия выражены гораздо больше, чем сходство, и которые скорее можно соотнести путем их практического сопоставления, путем анализа одной конкретной ситуации, чем путем отнесения их к одной отвлеченной категории. Сложность задач заключается в неодинаковой трудности абстрагирования от различающихся признаков или наглядного взаимодействия объектов.
Первый тип ответов заключается в наглядном выделении различных признаков обоих объектов или сближения их в единой наглядной ситуации.(Например, « Что общего между собакой и кошкой?»). Парадоксальный факт, что вместо выделения общего между двумя объектами, дети обычно указывали на их различие. Психологи всегда говорили о том, что умение различать созревает гораздо раньше, чем операция обобщения.
Правильная квалификация этого факта заключается в том, что за операцией различения объектом стоит наглядно-действенное мышление. За указанием же на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию.
Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию.
Для шизофреника характерно обратное – полный отрыв от наглядного практического сличения и обобщение по несущественным признакам объектов.
Метод классификации.
Первая и наиболее простая форма классификации обычно называется « четвертый лишний». Этот метод заключается в следующем.
Испытуемому дается 4 предмета или 4 изображения и предлагается отобрать из 4 объектов 3, которые можно объединить общим понятием (т.е. назвать, одним и тем же словом ), и отбросить четвертый объект, который не входит в эту категорию (т.е. который нельзя назвать этим словом ).
Самый простой вариант: 4 картинки, из которых 3 изображают круглые фрукты или овощи – яблоко, сливу апельсин, а 4-ый предмет совершенно иной предмет, как по форме, цвету, так и по смыслу – Зонтик, окно или стол. Решение может протекать как по категориальному типу («три картинки – изображение фруктов, а 4-ая изображение чего-то не фруктового»), так и по наглядному («три предмета круглые, а 4-ый не круглый»)
Второй тип: испытуемому даются объекты, которые относятся к одной и той же категории, но они различны по внешнему виду (форме, цвету, величине), а 4-ый предмет может быть, напротив, сходен с одним из трех, но относится к другой категории. В этом случае испытуемый должен абстрагироваться от внешнего признака и объединить по их принадлежности к одной общей категории.
Третий тип (можно назвать конфликтным):испытуемому дается 3 объекта, которые относятся к одной и той же категории (инструменты – пила, топор, лопата), а 4-ый - предмет, который относится к другой категории, например к материалам, но участвует в общей ситуации с этими орудиями (полено). Классификация может носить категориальный (пила, топор, лопата), ситуационный характер (полено, пила, топор). Последнее неверно, т.к. нельзя назвать одним словом.
Второй вариант опыта с классификацией более сложен. («Опыт со свободной классификацией).
Испытуемому дается большой ряд реальных предметов или карточек, на которых изображены разные объекты – животные, растения, посуда, мебель и т.д., и предлагается сгруппировать эти объекты в определенные группы, так чтобы каждую группу можно было назвать одним словом, обозначить одним понятием и объяснить, почему он разложил карточки именно таким образом. Затем ему предлагается укрупнить группы (если испытуемый разложил карточки на 10 групп, ему нужно сделать только 3 группы) он вновь должен назвать получившиеся группы определенными словами и объяснить, на каком основании он произвел эту группировку.
Испытуемый может разложить их соответственно внешним, наглядным признакам (например, в одну группу отнести все красные, в другую – все синие; в одну группу – все круглые объекты, в другую – все угловатые и т.д.), и это будет наиболее элементарный тип классификации.
Он может отнести в одну группу предметы, которые входят в общую конкретную ситуацию (например, хлеб, тарелку, вилку, нож, стол, стул и назвать это всё «обедом ») в этом случае основанием для классификации будет наглядно-действенная ситуация.
Он может выделить действительно существенные признаки. (Мясо, хлеб – « продукты питания»; тарелка, вилка, нож – «посуда») В основе подобной классификации лежит операция, которая носит вербально- логический характер.
Установлено, что умственно отсталый ребенок может разложить предметы на группы только по наглядно- действенному признаку, вводя их в одну наглядную ситуацию. У него нет « зоны ближайшего развития» Наоборот, нормальный ребенок младшего дошкольного возраста, который тоже может дать такого же типа наглядную классификацию, в состоянии перейти и к более высокой форме действий.
Умственно отсталый ребенок с огромным трудом обозначает словом ту группу объектов, которую он сформулировал, и, оказывается не в состоянии осознать выполняемые им операции.