
- •25. Философско-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантичсекие веяния в русской лит-ре конца 18 века.
- •26. Особенности сентиментализма и предромантизма в поэзии м. Муравьева, н. Львова, и.Дмитриева, ю. Нелединского-Мелецкого (2-3 автора).
- •27. Эволюция жанра светской оды в поэзии Державина. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа».
- •28. Духовные и философские оды Державина. Особенности стиля и стиховой формы.
- •29. Горацианская и анакреонтическая поэзия Державина. Своеобразие лирического героя, примеры «забавного русского слога».
- •30. Предромантические тенденции в поэзии а.Н. Радищева. Общая характеристика прозаических произведений «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Дневник одной недели».
- •31. Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: творческая история, система политических и этико-эстетических взглядов автора.
- •32. «Путешествие из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева: жанрово-композиционное своеобразие, повествовательная структура, проблемы художественного метода, стиля и языка.
- •33. Предромантический характер поэзии Карамзина: жанрово-стилевое своеобразие, языковая позиция художника. Общая характеристика книги «Письма русского путешественника».
- •34. Особенности сентиментализма в творчестве Карамзина (повесть «Бедная Лиза», этюды «Фрол Силин, благодетельный человек», «Деревня», «Что нужно автору?»)
- •35. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Карамзина: «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода»
35. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Карамзина: «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода»
Две исторические повести Карамзина пользовались особым успехом. Действие обеих повестей Карамзин переносит в русское прошлое. Фабула «Натальи – боярской дочери» приурочена к временам царствования Алексея Михайловича. Дочь боярина Андреева Наталья влюбляется в Алексея, сына опального князя Любославского. Их брак не может быть благословлен родителями, но роман заканчивается счастливо. Но старина является здесь по сути лишь условной рамкой для рассказываемой Карамзиным любовной истории с драматической завязкой, но самым идиллическим разрешением.
С гораздо большим правом может быть названа исторической повестью последняя повесть Карамзина «Марфа Посадница, или покорение Новагорода». Повесть эта является одной из самых значительных и далеко идущих и в общественном, и в литературном отношении произведений Карамзина. Весьма острую политически тему борьбы древней русской вольности с самовластием Карамзин стремится осмыслить и развернуть, трактуя ее с замечательной объективностью и широтой.
В предисловии к своей повести Карамзин выступает в роли «издателя» некоего случайно попавшего в его руки «старинного манускрипта».
Сюжет повести основан на борьбе новгородцев с Иваном III, стремящимся присоединить Новгород к своей державе. Новгородцы героически сражаются, но терпят поражение. Главная героиня повести – Марфа Посадница – обрисована Карамзиным в подлинно героических тонах. Она предпочитает смерть примирению с самовластием. Образ Марфы – первый женский граждански-героический образ в нашей литературе.
В «Марфе Посаднице» некоторое место уделено любовным переживаниям (роман дочери Марфы Ксении и новгородского вождя Мирослава). Однако в противоположность всем остальным повестям Карамзина, любовный эпизод играет здесь второстепенную роль. Основное содержание повести составляет изображение исторических событий. Недаром после написания этой повести Карамзин отказывается от литературной деятельности и полностью переходит к работе над «Историей Государства Российского». Повесть Карамзина является попыткой создать русское историческое произведение, попыткой, непосредственно – в историко-литературном плане – предшествующей «Борису Годунову» Пушкина.
36. Предромантические повести Карамзина («Остров Борнгольм» или «Сиерра-Морена»). Освоение романной концепции личности («Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера», «Рыцарь нашего времени»)
Повесть «Остров Борнгольм» - едва ли не самая мастерская в смысле худ обработки из всей повестей Карамзина и, пожалуй, единственная, способная до сих пор оказывать непосредственное эстетическое воздействие на читателя. Вся повесть повита дымкой и туманами романтики: суровая и величественная природа (необозримо-волнующееся море, недоступный скалистый остров, грозящий гибелью кораблям); средневековая атмосфера (готический замок с глубоким рвом и подъемными мостами); романтическая тема ужасной, «беззаконной» с точки зрения людских установлений страсти друг к другу двух молодых людей; ужас их вины и жестокость постигшей их кары. И на всем этом покров тайны, о наличии которой автор только заявляет, но которую, доведя заинтересованность до кульминационной точки, так и не раскрывает читателям. Все повествование вообще ведется в форме не столько рассказа, сколько, подсказа, намека. По-видимому, молодые люди, охваченные непреодолимой страстью друг к другу – брат и сестра; печальный старец, хозяин замка – их отец, изгнавший сына и заточивший дочь и сам бесконечно страдающий от этого. Но все это находится за пределами самого рассказа, об этом можно только догадываться. В силу этого «Остров Борнгольм» по праву может считаться самым ранним в нашей литературе явлением романтической поэтики.
«Моя исповедь» - во многом противоречивое произведение. Это исповедь злого, подпольного характера, который живет по эгоистическим соображениям и ничего не может с собой поделать.
«Рыцарь нашего времени» - психологическая повесть-роман, подсказавшая впоследствии Лермонтову название его знаменитого романа. Главы этого романа носят во много автобиографический характер.