Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павел I.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.22 Mб
Скачать

Балканы и проливы во внешней политике России в 1911-1914 гг.

Первая Балканская война

Российская дипломатия не оставляла надежды выполнить план, предложенный Столыпиным в дни Боснийского кризиса 1908—1909 гг.: объединить балканские государства и Турцию в союз, с помощью которого Россия могла бы влиять на положение дел в этом регионе и противодействовать австро-германской экспансии.

В марте 1912 г. при активном участии российских дипломатов был заключен секретный союзный договор, а затем и военная конвенция между Сербией и Болгарией. Они договорились совместно выстудить против любой державы, которая посягнула бы на балканские владения Турции. Это условие было направлено прежде всего против Австро-Венгрии.

В Петербурге создание сербско-болгарского союза, к которому вскоре присоединилась и Греция, было расценено как несомненная удача.

Однако в балканских провинциях вспыхнули вооруженные выступления против турецкой администрации. Порта ответила жестокими карательными мерами, вызвавшими на Балканах всеобщее возмущение. Балканские государства считали момент благоприятным для окончательного освобождения полуострова от турецкого господства.

Российская дипломатия делала все возможное, чтобы предотвратить войну, которая неизбежно вела к новому международному кризису с малопредсказуемыми последствиями. После безуспешных усилий склонить Порту к предоставлению широкой автономии ее балканским владениям Сазонов попытался организовать давление на Турцию со стороны всех великих держав, но было слишком поздно.

Пока Сазонов вел переговоры в европейских столицах, осенью 1912 г. начались военные действия (первая Балканская война) между Турцией и Черногорией, которая примыкала к Балканскому союзу, хотя формально его членом не являлась. Десять дней спустя войну Турции объявили Сербия, Болгария и Греция, проигнорировав все обращенные к ним предостережения России.

В течение месяца турецкая армия была разгромлена. Сербы вышли к Адриатическому морю, а болгары — к укрепленным позициям у селения Чаталджи всего в 45' км от Константинополя. На этой линии фронт стабилизировался, и к весне 1913 г. военные усилия обеих сторон окончательно выдохлись. Такой оборот событий российские правительственные круги встретили с нескрываемым облегчением.

В мае 1913 г. Турция и балканские государства подписали мирный договор. Турция уступила на Балканах все свои владения к западу от линии Энос — Мидия вблизи Константинополя, остров Крит и Эгейские острова, признала независимость Албании, провозглашенную в 1912 г. в результате антитурецкого восстания. Не был, однако, решен принципиально важный вопрос — о распределении территорий между победителями. Распри по этому поводу возникли еще в ходе войны.

Их углублению способствовало вмешательство великих держав, искавших пути усиления своего влияния на Балканах. Как только сербские войска заняли часть Адриатического побережья, Австро-Венгрия потребовала передать эти районы Албании, правительство которой придерживалось проавстрийской ориентации. Свои требования австрийское правительство подкрепило широкими военными приготовлениями, которые в свою очередь поддержала Германия.

Давление на Сербию являлось очевидным вызовом российскому влиянию на Балканах. В ноябре—декабре 1912 г. Совет министров России неоднократно обсуждал возможную реакцию на действия Австро-Венгрии. Коковцов и Сазонов настояли на уступках со стороны Белграда. В результате сложных русско-австрийских и русско-сербских переговоров Сербия согласилась ограничиться "коммерческим доступом" к морю, т.е. правом беспошлинного транзита грузов через территории прибрежных государств.

Российская дипломатия пошла навстречу и требованиям Вены присоединить к Албании город Скутари (Шкодер), на который претендовала Черногория. Сазонову стоило огромного труда в последний момент уговорить черногорского короля Николу подчиниться такому решению.

Вторая Балканская война

После заключения мира с Турцией, когда исчез общий противник, разногласия между участниками Балканского союза вылились в открытую вражду. Яблоком раздора стал раздел Македонии. В этой ситуации Австро-Венгрия обещала болгарскому царю Фердинанду помощь в войне против Сербии, надеясь окончательно разрушить единство балканских государств. Россия, напротив, пыталась его сохранить.

Царское правительство предложило свой арбитраж и соглашалось организовать в Петербурге переговоры премьеров Сербии, Болгарии, Черногории, Греции. Российские дипломаты были готовы стать посредниками и в болгаро-румынском споре из-за Южной Добруджи.Но амбиции балканских правительств взяли верх над миротворческими усилиями.

17 (30) июня 1913 г. по приказу царя Фердинанда болгарские войска атаковали сербские и греческие позиции в Македонии. Началась вторая Балканская война.

Внезапности болгарам достичь не удалось. Их противники столь же активно готовились к войне под прикрытием переговоров об арбитраже. Сербские и греческие части перешли в успешное контрнаступление. Надежды болгарского царя на обещанную австрийскую помощь не оправдались.

В Вене и Берлине полагали, что главное достигнуто —- Балканский союз развалился, а поражение Болгарии позволит австрийским и германским дипломатам с успехом играть в отношениях с Софией на весьма чувствительной струне реванша.

Видя, что Болгария изолирована, в войну против нее вступили Румыния и Турция. 9 (22) июля 1913 г. царь Фердинанд капитулировал и обратился к России с просьбой о посредничестве. На мирных переговорах болгарская делегация согласилась уступить Румынии Южную Добруджу, Сербии и Греции — почти всю Македонию, но попыталась вернуть занятый греками порт Кавалла на Эгейском море и Адрианополь, которым вновь овладели турки.

Сазонов считал необходимым поддержать Болгарию. Однако позиция остальных великих держав заставила российскую дипломатию отступить. Адрианополь перешел к Турции, а Кавалла — к Греции. Франция и Великобритания просьбы России о поддержке игнорировали, не пожелав рисковать ради них своими интересами в Афинах и Константинополе.

Миссия Лимана фон Сандерса

В конце 1913 г. Германия попыталась подчинить своему полному контролю турецкую армию, а заодно прочно утвердиться в районе черноморских проливов.

В ноябре 1913 г. было подписано германо-турецкое соглашение о направлении в Турцию новой германской военной миссии. Германские военные инструкторы и ранее находились в Турции, но теперь их права были значительно расширены. Несколько десятков немецких офицеров получили назначения на важные посты в аппарате турецкого Военного министерства и Генеральном штабе. Глава военной миссии генерал О. Лиман фон Сандерс стал командиром турецкого корпуса, охранявшего Константинополь и проливы.

Эти события вызвали бурные протесты царского правительства. С большим трудом российской дипломатии удалось в начале 1914 г. добиться от Германии и Турции перемещения Лимана фон Сандерса на другую должность. Это было уступкой по форме, а не по сути. Остальные члены миссии остались на своих постах. Сам Лиман фон Сандерс был повышен в звании и стал генерал-инспектором всей турецкой армии, правда, без прямого подчинения ему турецких воинских частей.