
- •Невозможность создания одинаковых условий жизни
- •Методы исследования генетики человека методы клинической генетики:
- •Типы наследования
- •Близнецовый метод
- •Популяционно-статистический метод
- •Цитогенетический метод
- •Дерматоглифический анализ
- •Угла (atd): б — большого пальца, к — косая, п — поперечная
- •Иммунологические методы
- •Методы аналитической биохимии
Методы аналитической биохимии
Методы аналитической биохимии широко применяются при подозрении на наследственные болезни обмена. На первом этапе обследования (экспресс-диагностика) применяются методы массового биохимического скрининга: пробы Феллинга (на фенилкетонурию), Альтгаузена (гликогенозы), Бенедикта (галактоземия, фруктоземия), проба на гипераминоацидурию, микробиологический тест Гатри (фенилкетонурия и другие аминоацидопатии). Эти пробы достаточно просты и используют легко доступный биологический материал (кровь, моча).
На втором этапе (уточняющая диагностика) применяются более сложные методы аналитической биохимии и молекулярной биологии. В числе первых:
исследование метаболического пути (количественное определение метаболитов, их кинетики и накопления);
прямое измерение концентрации (иммунохимические методы), активности (энзимодиагностика), физико-химических и кинетических параметров мутантных белков;
исследование мутантных белков с помощью нагрузочных проб меченными субстратами и гибридизации соматических клеток;
исследование структуры мутантного гена методами рестрик- ционного анализа.
Кроме того, разработаны высокоэффективные методы фракционирования и количественного анализа различных органических соединений, позволяющие выявлять маркеры определенных метаболитов аминокислотного, углеводного и липидного обменов.
Большие перспективы открываются с применением жидкостной и газовой хроматографии, позволяющих определить аминокислотный состав образцов в течение нескольких минут.
Молекулярно-цитогенетические и
молекулярно биологические методы
Молекулярно-цитогенетические и молекулярно-биологические методы — это методы исследования молекулярной структуры ДНК
.
Значительная роль принадлежит методу флюоресцентной ш вид гибридизации (Р15Н), имеющему ряд преимуществ в сравнении с гибридизацией, сочетающейся с радиоактивным мечением: более точная локализация гибридизационного сигнала на хромосоме, проведение анализа за 2—3 дня, безопасность нерадиоактивной метки (что не требует специального оборудования), одновременное использование не одного, а нескольких ДНК-зондов с различной цветовой окраской. Для эффективного применения Р15Н-метода (например, для идентификации хромосом, фрагментов онкогенов, фрагментов гена инсулина и пр.) необходимо наличие коллекции меченных биотином ДНК-зондов, а также адекватных систем детекции с помощью флюоресцентной микроскопии.
Исключительно особое место занимает ДНК-диагностика или ДНК-зондовая диагностика. Следует отметить, что методы прямой ДНК-зондовой диагностики сегодня позволяют диагностировать заболевание на уровне первичного молекулярного дефекта — патологического гена. Ее точность в установлении причины наследственного дефекта абсолютная.
Основными методами ДНК-диагностики являются: дозовый блот —гибридизационный анализ, анализ полиморфизма длин ре-стрикционных фрагментов (ПДРФ), полимеразная цепная реакция (ПЦР), анализ полиморфизма микросателлитных последовательностей. Благодаря этим методам у врачей появились уникальные возможности эффективного применения в различных областях медицины самых совершенных технологий.
Иными словами, речь идет о наиболее разработанной области, наиболее адекватном, объективном и высоко информативном подходе: ДНК-диагностике моногенных болезней, вирусных и бактериальных инфекций, рака, оценке риска мультифакториальных заболеваний. Все это, особенно в последние годы, стало превращаться в стандартные средства современной медицины в развитых странах. Поскольку ДНК остается стабильной в течение всей жизни индивида, то, например, говоря о моногенных болезнях, с помощью ДНК-диагностики можно проводить эффективную пресимптома-тическую, пренатальную и даже преимплантациониую диагностику уже в первом триместре беременности. Это относится к таким болезням, как гемофилия А и В, миодистрофия Дюшенна-Беккера, муковисцидоз, спинальная амиотрофия, ФКУ и ряд других.
В случае адреногенитального синдрома, благодаря ПД, можно проводить профилактическое дородовое лечение, существенно снижающее тяжесть болезни после рождения ребенка. При болезни Вильсона-Коновалова своевременная пресимптоматическая ДНК-диагностика также позволяет провести профилактическое дородовое лечение.
В случае хореи Гентингтона пресимптоматическая диагностика имеет решающее значение для планирования семьи.
Очевидны перспективы ДНК-диагностики вирусных и бактериальных инфекций, включая детские инфекции, инфекции, передаваемые половым путем, СПИД и некоторые другие.
Огромное значение имеет ДНК-диагностика рака, гематологических и эндокринных заболеваний, мультифакториальных болезней. В частности, разработана диагностическая система по анализу химерного гена, присутствующего в филадельфийской хромосоме.
С открытием целого ряда генов, участвующих в детерминации пола, оказалось достаточным проведение не многочисленных исследований кариотипа, а только одного анализа, дополняемого оценкой состояния системы генов, участвующих в формировании пола. Среди них гены: ТОР (короткое плечо У-хромосомы), 5КУ (терминальный конец короткого плеча У-хромосомы), \\Т (короткое плечо хромосомы 11), АМС (амелогениновый ген, локализованный в псевдоаутосомных областях Х- и У-хромосом),
Особенности ДНК-диагностики
Наиболее важной особенностью ДНК-диагностики является выявление специфических нуклеотидных последовательностей в ДНК с помощью блот-гибридизации, предложенной еще в 1975 году. Эта методика является универсальной технологической основой.
Сущность заключается в следующем: ДНК, выделенная из био-птата любого органа или ткани, клеток культуры лимфоцитов периферической крови, подвергается растеплению рестрикционны-ми нуклеазами (рестриктазами), которые "узнают" в ней строго определенную последовательность нуклеотидов. Это своеобразные "биологические ножницы" (в настоящее время получены рестрик-тазы, "узнающие" более 500 специфических последовательностей нуклеотидов с длиной от 4 до 8 и более пар).
Важно отметить, что несмотря на нарезание эндонуклеазами множества фрагментов ДНК различной длины, их набор для каж дого конкретного индивида всегда постоянен по количеству и величине (для данной рестриктазы).
Далее из множества нарезанных рестриктазой фрагментов нужно найти один или несколько с определенной последовательностью и охарактеризовать их.
С этой целью полученную смесь фрагментов ДНК подвергают электрофорезу. В результате фрагменты разделяются по размеру (мелкие в геле мигрируют быстрее больших).
Затем разделенные фрагменты "перепечатывают" на фильтр, фиксируют на нем и подвергают гибридизации с зондом (олигонук-леотидом), интенсивно меченным радиоактивным изотопом или флюоресцентной меткой.
Зонд является ключевым элементом. Это клонированная генно-инженерными методами нуклеотидная последовательность конкретного гена или последовательность, синтезированная искусственно.
Именно зонд выявляет необходимый фрагмент, если он присутствует среди исследуемого множества фрагментов. При этом происходит специфическое связывание последовательностей зонда с комплементарными ему последовательностями фрагмента, зафиксированного на фильтре.
После этого следует отмывка несвязанной с фильтром радиоактивной метки и экспозиция фрагмента на рентгеновской пленке. Изменение положения фрагмента по сравнению с контролем, его исчезновение или появление нового фрагмента свидетельствуют о перестройках последовательностей нуклеотидов в исследуемом гене или его ближайшем окружении.
В настоящее время в ДНК-диагностике выделяют 4 подхода. Они применяются в зависимости от того, известен или не известен ген данного заболевания (1), клонирован или нет этот ген или ДНК-копия его тРНК или кодирующей ДНК (2), известна или нет природа мутации, вызывающей заболевание (3), насколько широко распространена данная мутация в различных случаях данного заболевания в данной популяции, данном географическом регионе (4).
Первый подход предполагает прямое выявление мутаций (протяженная делеция, инверсия, транслокация). Уже известно несколько десятков наследственных болезней, связанных с такими мутациями (изолированный дефицит гормона роста, серповидно-клеточная анемия и др.).
Второй подход применяется для выявления точковых мутаций, не затрагивающих сайтов узнавания рестриктаз. Абсолютное большинство болезней обусловлено такими мутациями (фенилкетону-рия, гемоглобинопатии, недостаточность альфа-1-антитрипсина
Третий подход основан на семейном анализе распределения нормальных сайтов узнавания рестриктаз в гене, изучении Полиморфизма Длин Рестрикционных Фрагментов (ПДРФ).
В некодирующих областях структурных генов (интронах) встречаются нейтральные по отношению к фенотипу вариации последовательностей, но они наследуются по менделевскому типу, что может обусловить появление или исчезновение сайтов узнавания рестриктаз. В результате при блот-гибридизации выявляются вариабельные полиморфные рестрикционные фрагменты.
С помощью различных форм ПДРФ оказалось возможным у конкретных семей маркировать как нормальные, так и патологические гены и определять их наличие у членов данной родословной, осуществлять пренатальную диагностику, например, при фенилке-тонурии.
Четвертый подход наиболее ярко демонстрирует возможности и достоинства ДНК-диагностики и ее универсальность.
В этом случае можно диагностировать даже те заболевания, для которых не известны ни мутантные гены, ни первичные биохимические дефекты, т. к. анализируемый участок не обязательно должен быть локализован в гене, но и вне его на достаточном близком расстоянии, чтобы частота рекомбинаций между маркером болезни и полиморфным маркером была как можно ниже.
Трудность заключается в подборе тесно сцепленных с маркером болезни ПДРФ-зондов, первоначально найденных для хореи Ген-тингтона, а затем для ряда Х-сцепленных заболеваний и др.
К другим современным методам относятся полимеразная реакция и полимеразная цепная реакция (ПЦР), позволяющие проводить амплификацию небольших ДНК-фрагментов, что еще больше повышает разрешающую способность.
Генно-инженерными методами идентифицируются различные олигонуклеотидные последовательности — праймеры, из которых создаются базы данных.
Из этих баз данных подбираются нужные праймеры, соответствующие тем или иным известным генам (фрагментам гена). Затем проводится попарная амплификация отобранных праймеров с исследуемым образцом и дозовый анализ амплификатов. Наличие двойной или тройной дозы амплифицированного фрагмента позволяет локализовать ген и охарактеризовать спектр мутаций.
К числу других молекулярно-биологических методов относятся методы исследования белков (уровень биохимической реакции) и анализа промежуточных продуктов метаболизма.
Методы генотерапии
Генотерапия—это этиологическая коррекция наследственной патологии путем введения в соматические или половые клетки полноценных (функционально активных) генов вместо или помимо имеющегося поврежденного гена, т. е. генотерапия направлена на компенсацию нарушенных функций клетки на генетическом уровне.
В разработках проблем генотерапии решаются две взаимосвязанные задачи: создание оптимальных способов введения экзогенной генетической информации в клетки человека и создание условий для регулируемой экспрессии генов, экзогенно введенных в клетки, включая совершенствование методов регистрации такой экспрессии.
Уникальность генотерапии как наиболее эффективного метода лечения и профилактики наследственных болезней заключается в следующем.
Во-первых, в "больные" клетки вводится не генный продукт (как, например, инсулин при сахарном диабете), а постоянно работающий "нормальный" ген, что в принципе избавит больного от ежедневных инъекций и других обременительных процедур, неизбежных при многих тяжелых заболеваниях.
Во-вторых, уже начаты исследования на экспериментальных животных по коррекции генетического аппарата половых клеток, что должно позволить в недалеком будущем избавить человечество от ряда тяжелых заболеваний.
О генотерапии впервые заговорили в конце 70-х годов и тогда же было предсказано, что к концу XX столетия будут проведены первые клинические испытания методов генотерапии. Эти предсказания сбылись: впервые методы генотерапии были успешно применены в клинике в 1990 году для лечения недостаточности аденозиндеаминазы и семейной гиперхолестеринемии.
Спектр наследственных заболеваний, для которых возможно применение методов генотерапии, быстро расширяется. В настоящее время в той или иной степени подготовки находятся системы для генотерапии сотен различных наследственных болезней. Учеными различных стран (Англия, Германия, Израиль, Италия, США, Франция и Япония) сегодня предпринимаются попытки генной коррекции СПИДа, артритов, болезни Паркинеона, серповидно-клеточной анемии, проводятся исследования по получению проти-вометастатических генов, созданию иммунитета против столбняка и других тяжелых инфекций.
Достаточно широк и продолжает увеличиваться список генов для терапии рака. Так, для продукции иммунного ответа используются гены цитокинов, аллоантигена или опухоль — ассоциирован ного антигена. Для продукции цитотоксического или антипроли-феративного ответа используются гены-самоубийцы, супрессоры опухолей или антисенсовые гены.
Предложен нетривиальный подход к проблеме лечения с помощью методов генотерапии некоторых инфекционных болезней человека, основанный на эволюционно закрепленных генетических механизмах защиты против различных заболеваний у разных видов диких животных.
В целом следует заключить, что уже много полезного сделано для успешного решения задач в области генотерапии различных заболеваний:
с помощью векторов (специальные переносчики генетиче ской информации) и безвекторным методом обеспечено контроли руемое введение генетического материала в клетки человека (клетки крови, кожи, мозга, мышц, печени и т. д.)
созданы условия для регулируемой экспрессии вводимых в клетки генов;
выяснено, что помимо структурного гена в полноразмерной форме или в виде кодирующей ДНК необходимо также вводить регуляторные последовательности в определенной ориентации, иногда различающейся в зависимости от целей генотерапии.
Вероятно, наибольший успех генотерапии может быть достигнут в том случае, если станет возможным интеграция генов в составе тех дискретных структур (доменов), в которых они существуют в хромосомах донора. Однако это пока трудно осуществимо технически для большинства генов, но все-таки не для всех.
Важной особенностью клинического применения методов гено- ( терапии является то, что для каждого случая коррекции недостаточности генетических функций должен быть разработан свой! протокол. Например, в США сегодня таких протоколов около 100.1 Шансы на успех в каждом случае расцениваются примерно в 60 —1 70%.