Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
современные направления 5 6 7.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
43.87 Кб
Скачать

Практичне заняття №5

Нейролінгвістічне програмування як одне з

напрямів когнітивно-поведінкового підходу психології

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

НЛП - одно из более фаворитных в текущее время направлений психотерапии, зародившееся сначала 70-х годов. Его основателями числятся Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Но принципная схема терапевтического воздействия НЛП была издревле, когда жрецы, шаманы, доктора, также некие властители и военачальники использовали «магическую» силу слова, способного в соответственных критериях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм употребляется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от обычного аутотренинга до самогипноза). Теоретическое обоснование такового воздействия отлично представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся российских и забугорных физиологов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предыдущей жизни взрослого человека, связано со всеми наружными и внутренними раздражениями, приходящими в огромные полушария, все их говорит, все их подменяет и поэтому может вызвать все те деяния, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». В НЛП механизм воздействия слова смешивается с разными физическими «закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву либо условного рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, в особенности условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и активно употребляются в США.)

И все таки о нейролингвистическом программировании в его современном виде можно гласить как о самостоятельном направлении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий канал приема инфы: модальность. Другими словами, хотя хоть какой обычный человек принимает мир всем диапазоном органов эмоций: и слухом, и зрением, и чутьем, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., но у 1-го человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого - слуховое (а другие - дополняют их).

При этом снутри этой ведущей модальности спецы НЛП лицезреют последующую градацию признаков, уточняющих личные особенности приема и переработки инфы.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и особенностей приема инфы в НЛП огромную роль играет анализ типов сканирующего движения глаз.

Так, сканирующее движение глаз указывает, какой репрезентативной системой получения инфы человек пользуется в определенные моменты.

Считается, что движение глаз вверх-налево говорит о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (приятных) образов.

По систематизации НЛП выделяют восемь главных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответственных им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эйдетический образ; 2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ; 3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный пристально на наружном объекте) взор - представляемый зрительный образ; 4) глаза на среднем уровне вправо - слуховое конструирование; 5) глаза на среднем уровне влево - слуховые образы; 6) глаза прикрыты, взор обращен в себя - внутренний диалог; 7) глаза вниз и влево - слушание телефонного типа; 8) глаза вниз и вправо - кинестетические чувства, чувства.

Розкрійте значення двох фундаментальних принципів НЛП:

НЛП построено на двух фундаментальных принципах, предложенных Дилтсом. Первый из них гласит – карта не есть территория. Человек никогда не может постичь всей полноты действительности, как бы он этого не хотел, повторяет постулат древних греков о том, что знание рождает незнание. То, что мы видим и познаем, является лишь нашим восприятием этой действительности. Первоначально мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши «карты действительности», а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл. То есть, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, или останавливаться, а наше отражение этой действительности.

Таким образом:

1. Человек реагирует на свое собственное восприятие реальности.

2. Каждый человек обладает своей собственной, индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта, то есть отражение мира не является более «подлинной» или «настоящей», в сравнении с другой.

3. Смысл коммуникации независимо от намерений коммуникатора заключается в реакции, которую она вызывает.

4. Наиболее адекватные карты – это те, которые предоставляют более широкий и богатый выбор возможностей, а не те, которые являются наиболее «подлинными» или «точными»;

5. Люди обладают всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

6. Любое поведение, даже неправильное, по оценке внешнего наблюдателя, представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, поскольку оно исходит из возможностей и способностей конкретного человека, определяемых его моделью мира.

7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Второй принцип исходит из понимания того, что жизнь и сознание являются системными процессами.

Человек как система развивается и действует основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараясь прийти в состояние оптимального равновесия, устойчивости. Следовательно:

1. Процессы, происходящие как в самом человеке, так и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными, взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга.

2. Невозможно полностью изолировать функционирование какой-либо части системы от всей остальной. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия своих поступков на других людей.

3. Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. При таком взгляде на функционирование человека для него нет поражений, а есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение может служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с целостной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения, вызывающие данный поступок, от самого поступка.

6. Любое поведение имеет позитивное намерение. Оно воспринимается как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивнее реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.

7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

8. Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализовали нежелательное поведение или внешний симптом нежелательного состояния клиента или неконтролируемый им физиологический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психологической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникновение в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» При­слушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроиз­вольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их поведенческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть, ответственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведения. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психологическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе вступать в сексуальные отношения», вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это?»

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспоминания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в памяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помогать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удовлетворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувствовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, принимает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным поведением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые модели поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спросить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реа­лизацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возможности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я.

В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструктивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творческой части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая согласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигнуто, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими перегово­рами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройденным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осуществлению данного процесса от каких-то частных возражений, определить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

ПРАКТИЧНЕ ЗАНЯТТЯ №6

Логотерапія Віктора Франкла (1905-1992)

Экзистенциальный вакуум – это ощущение внутренней пустоты, формирующееся у человека в результате бегства или отказа от жизненных целей, уникальных смыслов и личных ценностей по Франклу «Переживание бездны». Основными проявлениями экзистенциального вакуума являются скука и апатия. Согласно Франклу, скука – это неспособность проявить интерес, А апатия – это неспособность проявить инициативу. Но откуда у современного человека берутся эти неспособности? «Во-первых, — говорит Франкл, — человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие».

Человеческое стремление к смыслу жизни вполне может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации". Термин "экзистенциальный" мы будем использовать в трех значениях: для обозначения 1) переживаемого существования как такового, т.е. специфически человеческого способа бытия; 2) смысла существования; и 3) личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т.е. воли к смыслу.