Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 3. Превращение Японии в великую державу

важным, чем сахалинский, и ставила возможность смягчения сво­ей позиции по Сахалину в зависимость от его разрешения на сво­их условиях.

Принципиальная позиция С.Ю.Витте по вопросу о контрибу­ции заключалась в том, что Россия «не побеждена», и потому не должна принимать условий, которые могут быть предъявлены только побежденным странам:

«Военные издержки уплачиваются только странами побежденными, а Россия не побеждена. Не может считать себя побежденною страна, тер­ритория которой почти не подвергалась нападению со стороны непри­ятеля... Только в том случае, если бы японские войска победоносно за­няли внутренние области России, страна могла бы понять возбуждение вопроса о возмещении военных издержек».

Россия соглашалась только на возмещение расходов Японии, «послуживших не к ущербу, а к пользе подданных России», т.е. за содержание военнопленных, лечение больных и т.д. Япония на это не согласилась, и стороны вновь констатировали, что не могут прийти к соглашению.

Не было найдено компромисса и в отношении японского тре­бования передаче Японии интернированных в нейтральных пор­тах русских военных кораблей (по этому поводу Витте заявил, что «едва ли можно найти в практике международных отношений прецеденты, которые оправдали бы такую требовательность»), и об ограничении военно-морских сил России на Дальнем Востоке, которое русская делегация отмела как «несовместимое с достоин­ством России».

Казалось, что Портсмутская конференция зашла в тупик. Это­му способствовала и жесткая позиция Николая II. Когда Витте на­правил в Петербург телеграмму, в которой предложил «ввиду бес­конечной важности предмета» еще раз рассмотреть возможность уступок в отношении Сахалина, император начертал на ней:

«Сказано было — ни пяди земли, ни рубля уплаты военных издержек. На этом я буду стоять до конца».

Однако безрезультатность конференции не устраивала япон­скую делегацию. Хотя на деле С.Ю.Витте был склонен к компро­миссу, он так ловко вел переговоры, что Комура Дзютарб стал всерьез опасаться, что русские действительно намерены уйти с конференции без подписания соглашения. Стремясь спасти кон­ференцию от провала, \8 августа Комура выдвинул «компромис­сное» предложение. Японская делегация выразила готовность от­

Глава 3. Русско-японская война (1904-1905)

147

казаться от требований об ограничении русских военно-морских сил на Тихом океане и о выдаче Японии интернированных рус­ских кораблей при условии, что вопрос о Сахалине будет решен следующим образом: северная часть острова, по 50° с.ш., останет­ся за Россией, а южная отойдет к Японии. Но за «возвращение» северной части острова Россия должна будет уплатить 1200 млн. иен. Таким образом Япония получала и половину Сахалина, и контрибуцию, но в форме выплаты за «возвращение» северной части Сахалина.

Новое японское предложение не было предусмотрено инст­рукциями В.Н.Ламздорфа. Поэтому С.Ю.Витте оставил его без комментариев, заявив, что доложит о нем своему правительству. Но в своей телеграмме в Петербург с изложением новых япон­ских условий он отметил, что с ними «нам не представляется воз­можным согласиться, так как это равносильно уплате военных расходов».

В тот же день, 18 августа, стороны пришли к соглашению о предоставлении японцам прав рыболовства в русских водах. Оно было принято в русской редакции, выражавшей согласие предос­тавить Японии право рыболовства только вдоль побережья Охот­ского, Японского и Берингова морей (японцы настаивали на рас­пространении такого права еще и на «заливы, гавани, бухты и ре­ки»). При этом оговаривалось, что за русскими и иностранцами сохраняются предоставленные им ранее права ведения рыболов­ного промысла.

Вскоре Витте получил новые инструкции из Петербурга. В них предписывалось «прекратить дальнейшие переговоры с япон­скими делегатами, если последние не будут уполномочены отка­заться от тех чрезмерных притязаний, которые ими ныне предъ­являются». При этом Витте предлагалось «дать понять Рузвельту, что Россия при иных, более благоприятных обстоятельствах была бы готова возобновить переговоры о мире с Японией». Вмешательство " а этом этапе в Х°Д русско-японских пере-Т.Рузвельта говоров вмешались американцы. Президент

США Т.Рузвельт, выступив в качестве по­средника и пригласив русско-японскую мирную конференцию в свою страну, взял на себя определенную политическую ответст­венность за исход переговоров. Их провал означал бы серьезную неудачу его внешней политики. Поэтому Т.Рузвельт внимательно следил за ходом Портсмутской конференции.

18 августа американский президент получил от своего посла в Петербурге Мейера телеграмму, в которой сообщалось, что Ни­

148