Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 3. Япония после окончания «холодной войны»

481

и в чисто «технических» факторах — неблагоприятном налоговом климате, несовершенном законодательстве и т.п. Кроме того, множество образовавшихся в последние годы частных российских фирм имеют огромные долги перед своими японскими партнера­ми, что также стало одной из проблем российско-японских отно­шений.

Встреча Хасимото и Ельцина в Кремле в 1996 г.

Японская поли­тика в Азии

В 90-е годы в японской политике резко воз­рос удельный вес Азии. Быстрый динамич­ный рост стран региона, колоссальное рас­ширение азиатского рынка привели к тому, что по целому ряду показателей его значение для японской экономики стало превос­ходить американский и европейский рынки. Если в 1985 г. на до­лю американского рынка приходилось 39,7% японского экспорта,

482

Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира

а азиатского 26,3%, то спустя 10 лет, в 1995 г., картина радикаль­но изменилась — в Азию уходило 39,9% японских товаров, а в США — 29,7%.Те же перемены происходили и с японским импор­том. Удельный вес Азии в нем за те же годы вырос с 28,6% до 35,4%, а США сократился, хотя и не намного — с 23,6% до 22,8%. В середине 90-х годов азиатский рынок стал приносить японской торговле больше прибыли, чем американский. В 1985 г. торговое сальдо в пользу Японии в Азии составило 9,1 млрд. долл., а США 39,2 млрд., то в 1995 г. в торговле с Азией оно со­ставило 60,8 млрд., а с США—54,9 млрд. долл.

Особое значение для Японии приобрели отношения с Китаем. Динамичное развитие китайской экономики привело к значитель­ному росту активности японских деловых кругов на огромном ки­тайском рынке.

Серьезным испытанием для японской дипломатии стала война в Персидском заливе. Японии удалось избежать прямого вовлече­ния в боевые действия, заплатив, правда, огромные «откупные» — около 13 млрд. долл. Впрочем, это сыграло не на пользу престижу Японии за рубежом, ее репутации среди своих союзников. Эгоцен­тризм японской внешней политики, нежелание быть вовлеченной в конфликты в «горячих точках», ссылаясь на конституционные ограничения, стали на несколько лет излюбленной темой критики Японии международной печатью.

Это обстоятельство подтолкнуло последующие японские пра­вительства к разработке специального законодательства, которое позволяло бы Японии участие в операциях по поддержанию мира в рамках ООН, и, следовательно, посылку своих военнослужащих за рубеж.

Перемены на внутриполитической арене

90-е годы не предвещали серьезных потрясений «системы 1955 года», т.е. монопольной власти консерваторов. Правящая Либе­рально-демократическая партия оставалась ведущей политиче­ской силой страны, чье превосходство никак не могло быть оспо­рено оппозицией, которая, в свою очередь, была крайне разобщен­ной и разноцветной. Но участившиеся скандалы в высшей поли­тической элите, связанные с фактами коррупции, стали постепен­но расшатывать здание правящей партии.

Конец монопольно- 25 апРеля 1989 г' в івязи с„ а*еРами и го правления ЛДП подкупом политиков фирмой «Рикруто».

в отставку подал премьер-министр Такэ­

Глава 3, Япония после окончания «холодной войны»

483

сита Нобору. Сформированное 3 июня правительство Уно Сбсукэ продержалось всего полтора месяца. 24 июля 1989 г. Уно заявил о намерении подать в отставку в связи с очередным, на сей раз сек­суальным, скандалом.

Уно стал олицетворением кризиса руководства правящей пар­тии. Сама его фигура в ряду японских премьеров была случайной. Более влиятельные политики, в частности, Абэ Синтарб, Миядза-ва Киити, Ватанабэ Митио, «стоявшие в очереди» в премьеры по­сле Такэсита, оказались сами замешаны в скандале «Рикруто» и не могли сразу занять высший пост. Другой подходящий кандидат — министр финансов Мураяма Тацуо — был «забракован» из-за того, что персонально отвечал за введение с 1 апреля 1989 г. крайне непопулярного потребительского налога, и в случае, если бы он возглавил партию, это могло повредить ЛДП на предстояв­ших в следующем году парламентских выборах. Поэтому выбор пал на Уно, занимавшего тогда пост министра иностранных дел.

8 августа 1989 г. после скандального ухода в отставку Уно в ЛДП состоялись выборы нового председателя партии, который автоматически становился премьером. Поскольку страсти по по­воду скандала с фирмой «Рикруто» еще не улеглись, вновь воз­никла необходимость в выборе такой фигуры, которая была бы не замешана в нем. Вначале наиболее вероятной кандидатурой был молодой по японским меркам политик Хасимото Рютаро, лич­ность заметная и яркая. Но он входил во фракцию Такэсита, кото­рая была основной мишенью общественной критики. Поэтому, в конечном счете, выбор пал на Кайфу Тосики, также представите­ля нового поколения японских политиков.

Кайфу был еще менее заметной фигурой, чем его предшест­венник, и его избрание главой партии и кабинета министров вновь продемонстрировало глубокий кризис, охвативший в конце 80-х годов правящую Либерально-демократическую партию. Про­фессиональной ориентацией Кайфу в ЛДП была система образо­вания и культуры. В одном из кабинетов Накасонэ он занимал пост министра просвещения. Обычно путь к политическому Олим­пу в Японии шел через другие министерства — финансов, ино­странных дел или внешней торговли и промышленности. Поэтому никто не прочил Кайфу карьеры премьер-министра.

Интересно, что «опекунами» Кайфу в ЛДП были две совер­шенно противоположные по взглядам и поведению политические фигуры—Такэсита Нобору и Мики Такэо. Первый принадлежал к «школе Танака» и был непосредственно вовлечен во многие фи­нансовые скандалы. Второй — представитель старшего поколения

483