Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира

«Дело Локхид» и первый организационный раскол в рядах ли­берал-демократов сигнализировали о начале кризиса правящей партии. Об этом же свидетельствовали и парламентские выборы.

27 января 1977 г. в Токио начались судебные слуша­ния по «делу Локхид». Быв­ший премьер-ми­нистр Танака (второй слева) следует в зал суда

Начиная с 1967 г. ЛДП уже не удавалось собирать на выбора палаты представителей более половины голосов избирателей. Вы­боры этой палаты в 1976 г., проходившие на фоне разоблачения коррупции («дело Локхид»), еще более ослабили парламентские позиции правящей партии. За кандидатов ЛДП отдали голоса 41,8% избирателей (на выборах 1972 г. — 46,8%), ее представи­тельство сократилось с 271 до 249 мест. Либерал-демократы со­хранили большинство лишь благодаря присоединению к ним вось­ми независимых депутатов.

Тенденция к снижению популярности ЛДП, состояние «кон­сервативно-реформистского равновесия» (так характеризовали в Японии сложившееся соотношение сил в парламенте между пра­вящей партией и оппозицией) послужили почвой для возникнове­ния идеи формирования «второй консервативной партии». О та­кой возможности говорили тогда даже в финансово-промышлен­ных кругах. «Мы поддерживаем Либерально-демократическую партию, — заявлял президент Федерации экономических органи­заций (Кэйданрэн) Докб Тосио, — поскольку нет никакой другой партии, которую мы могли бы поддерживать». Вместе с тем, Докб одобрительно высказался о «двухпартийной системе» по амери­канскому образцу и указал, что деловые круги могут поддержать и другую партию, если она не будет слишком отличаться от ЛДП и станет отстаивать «систему свободного предпринимательства».

Глава А Утверждение самостоятельной роли Японии 450

Однако в то время идея формирования «двухпартийной систе­мы» не вышла за пределы общих разговоров. Среди либерал-демо-' кратов развернулась дискуссия о модернизации партии, причем острой критике подверглась, уже не первый раз, внутрипартийная фракционность. В 1977 г. ЛДП утвердила план реформы партий­ной структуры, который должен был продемонстрировать стрем­ление ослабить ее зависимость от денежной поддержки финансо­во-промышленных кругов и положить конец коррупции в среде политиков. Одним из звеньев реформы своей партии либерал-де­мократы назвали роспуск фракций, но это решение вскоре было забыто.

Планы «коал ни и- Хотя в 70"х годах- в Целом- сохранилась онного правления» возникшая в предыдущем десятилетии

тенденция снижения электоральной под­держки либерал-демократов, значительная масса населения про­должала связывать экономические успехи страны и рост собст­венного материального достатка именно с правлением ЛДП.

Для завоевания голосов избирателей даже самая острая кри­тика политики ЛДП была уже недостаточна. Оппозиция остро нуждалась в привлекательных для разных слоев населения аль­тернативных программах, прежде всего, экономических.

Исходя из реального соотношения политических сил, среди партий оппозиции укреплялось понимание того, что ни одна из них в отдельности, включая крупнейшую, Социалистическую, не способна заменить у власти либерал-демократов. Этого можно было попытаться достичь лишь путем формирования коалиций.

Поскольку в 70-е годы начала вырисовываться определенная перспектива ликвидации монополии ЛДП на власть, в 1973-1974 годах оппозиционные партии разработали и начали активную про­паганду собственных концепций «коалиционного правления», до­полненных позже развернутыми экономическими программами.

Комэйто призвала к созданию «коалиционного правительства среднего пути», а Партия демократического социализма (ПДС) — «национального правительства реформистской коалиции». Делая акцент на руководящей роли «центристских партий» в предлагае­мых коалициях, обе партии были заинтересованы в привлечении социалистов к участию в них. Они высказывались и за привлече­ние в коалицию «части либерал-демократов», допуская даже воз­можность «консервативно-реформистской коалиции». При этом Комэйтб и ПДС решительно отвергали какое-либо сотрудничест­во с коммунистами и требовали от социалистов полного разрыва с ними.

451 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира

Экономические взгляды Комэйто и ПДС нашли отражение в «среднесрочных планах экономического развития», опубликован­ных в 1978 г. ПДС отправной точкой делала построение «общест­ва благосостояния», настаивала на рыночном хозяйстве с внесе­нием в управление экономикой элементов планирования и госу­дарственного регулирования. Она выступала за расширение про­изводственной демократии — «публичности, участия и ответст­венности», за налаживание сотрудничества труда и капитала. Близкие к ПДС взгляды высказывала и Комэйто, считавшая, что повышение народного благосостояния требует предоставления каждому человеку гарантий права на частную собственность, сво­боду частной инициативы, но при непременном сочетании рыноч­ной структуры с демократией, «народным участием в принятии решений».

Компартия Японии предложила программу «демократического коалиционного правительства», призванную изменить господство­вавшее в Японии представление о коммунистах как о людях, не способных к конструктивному сотрудничеству. КПЯ объявила се­бя сторонницей демократических преобразований в экономике Японии, проявив более осторожный, чем прежде, подход к про­блеме национализации. В 1977 г., конкретизируя свою экономиче­скую программу, КПЯ разъясняла, что предлагаемые ею «рефор­мы в сторону экономической демократии» имеется в виду осуще­ствлять «в рамках капитализма».

Социалисты предложили концепцию «народного коалиционно­го правительства» с участием в нем всех оппозиционных партий. В то время они надеялись исполнить роль связующего элемента коалиции, «моста» между ее левым крылом в лице КПЯ и правым, представленным партиями «среднего пути». Согласно концепции СПЯ, народное коалиционное правительство, опираясь на «народ­ный антимонополистический фронт», выступающий против вла­сти либерал-демократов, должно добиваться полного осуществле­ния конституции, готовя тем самым условия для «мирного пере­хода к социализму».

К конкретизации экономической программы СПЯ приступила позже других оппозиционных партий. В ее «среднесрочном плане экономического развития», появившемся в 1979 г., подчеркива­лась необходимость избавления японской экономики от переко­сов, порожденных политикой, ориентированной на нужды крупно­го капитала. Сбалансированное развитие экономики мыслилось через сочетание традиционных для Японии методов регулирова­