Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира

Росту популярности кабинета Танака и повышению шансов Либерально-демократической партии на предстоявших выборах способствовала и состоявшаяся в сентябре 1972 г. нормализация отношений с Китайской Народной Республикой, чего добивались как оппозиционные партии, так и широкие слои японской обще­ственности. Этот шаг правительства Танака выбил из рук оппози­ции незадолго до выборов один из наиболее актуальных политиче­ских лозунгов. Другими словами, японским консерваторам уда­лось добиться как бы «всенародного консенсуса», всеобщего одо­брения своих политических мероприятий, что, несомненно, яви­лось их важной тактической победой.

И все же, несмотря на перечисленные благоприятные для японских консерваторов обстоятельства, ЛДП в декабре 1972 г. потерпела относительную неудачу на выборах. В основе этой не­удачи лежали такие тенденции в японской внутриполитической жизни как постепенное размывание избирательной базы ЛДП, изменения в социальной структуре японского общества, которые предоставили более широкие возможности для деятельности оп­позиционных партий, привели к расширению политического спек­тра. В этом смысле можно сказать, что в 1972 г. общие тенденции внутриполитического развития оказались в Японии сильнее, чем частные, тактические успехи либерал-демократов.

Вместе с тем, результаты выборов 1972 г. временно нарушили тенденцию, наметившуюся в 60-х годах, когда от выборов к выбо­рам происходило уменьшение поляризации на японской полити­ческой арене за счет потери голосов избирателей главными про­тивоборствующими силами — ЛДП и СПЯ — в пользу партий цен­тра. Причина этого, по-видимому, заключалась в том, что в тече­ние 1972 г. внимание японского общественного мнения было при­ковано к вопросам внешней политики, а именно в этой сфере ле­вые силы предлагали тогда наиболее разработанную альтернати­ву. Сыграло свою роль и чувство беспокойства, связанного с опре­деленными осложнениями в японо-американских отношениях («шок Никсона» и т.п.).

Правящее положение ЛДП оставалось неизменным. Однако политическая стабильность заметно пошатнулась. В предыдущий период Икэда возглавлял правительство более 4 лет, а Сатб — в течение почти 8 лет. А за последующие17 лет, начиная с 1972 г., коренная смена состава кабинета министров, не считая их частич­ных реорганизаций, происходила в среднем чаще, чем раз в 2 го­да. Исключением было лишь правительство Накасонэ, продер­жавшееся 5 лет. К руководству, страной за это время последова­

Глава 1. Утверждение самостоятельной роли Японии 447

тельно приходили Танака, Мики, Фукуда, Охира, Судзуки, Нака-сонэ, Такэсита и, наконец, Уно (последний всего на 69 дней).

Быстрое чередование кабинетов создавало видимость сменяе­мости власти, которая присуща демократическим государствам. Принятие тем или иным правительством непопулярных среди на­селения решений, таким образом, всегда можно было списать на счет его главы и министров, ушедших в отставку, тогда как сама правящая партия сохраняла возможность проводить свой принци­пиальный политический курс, не внося в него существенных из­менений.

Неизменность власти ЛДП на протяже-

р „ нии долгого времени породила сращива-

правящеи партии Л к к Г" „

r г ние либерал-демократов с бюрократией и

финансово-промышленным капиталом. Тесные связи в этом «же­лезном треугольнике», как его именуют в Японии, с одной сторо­ны, давали правящей партии важное преимущество перед парла­ментской оппозицией. ЛДП имела на парламентских выборах мощную поддержку государственного аппарата и предпринимате­лей с их большими, особенно с точки зрения финансирования по­литической деятельности, возможностями. С другой стороны, связка «политики-бюрократия-предприниматели» ограничивала свободу правительства в принятии решений, которые в принципе должны были исходить из общенациональных, а не корпоратив­ных интересов. Наконец, она привела к беспрецедентной корруп­ции среди деятелей ЛДП.

Распространению коррупции способствовала фракционность в правящей партии. По существу, главная функция фракций {хаба-цу), т.е. внутрипартийных группировок депутатов парламента, со­стояла в том, чтобы совместными усилиями их членов обеспечи­вать себе избрание на чрезвычайно дорогостоящих парламент­ских выборах и помогать друг другу в продвижении по лестнице партийной и правительственной карьеры. Лидер фракции считал­ся потенциальным премьер-министром; продвигаясь к этому за­ветному посту при поддержке членов своей фракции, он добивал­ся расширения ее численности. Успех в этом деле зависел не только от его способностей как политика, но и его возможностей найти достаточные денежные средства на частые выборные кам­пании. Финансовую поддержку фракции находили у банков, про­мышленных и прочих компаний, балансируя при этом на грани закона, а иногда и переходя эту грань.

Следствием долгого сохранения либерал-демократами правя­щего положения стал рост в их среде самонадеянности, вседозво­

448