Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 1. Рождение новой Японии

Традиционно все стадии производства шелка-сырца осуществ­лялись в крестьянских хозяйствах. Тутового шелкопряда разводи­ли на навесах, примыкавших к крестьянским домам, а на приуса­дебных участках выращивали тутовые деревья, листья которых и скармливали шелкопряду. С помощью нехитрых приспособлений наматывали нить на катушки. Что же касается производства шел­ковых тканей, то частично оно осуществлялось самими крестьяна­ми, частично — в специализированных шелкоткацких мастерских в близлежащих городах.

«Открытие» страны и быстро растущий спрос на японский шелк на мировых рынках привели к существенному повышению цен на него. В этих условиях масштабы производства шелка-сыр­ца начали быстро расширяться, а число крестьянских хозяйств, занимавшихся шелководством, заметно возросло. Однако для рас­ширения экспорта шелка-сырца необходимо было поднять каче­ство нитей до уровня требований мирового рынка. Для решения этой задачи в деревнях начали создаваться шелкомотальные мас­терские, оснащенные усовершенствованными видами ручных и ножных станков. Инициаторами их создания выступали главным образом торговцы шелком, а работали на них в основном кресть­янские девушки. В результате за 1868-1883 гг. производство шелка-сырца увеличилось в 1,6 раза, а его экспорт — более, чем в 2 раза. Однако к началу 80-х годов частный капитал лишь только начинал осваивать эту традиционную отрасль японской экономи­ки, и, несмотря на некоторое улучшение методов производства, ее облик по-прежнему определяли мелкие и мельчайшие предприя­тия традиционного типа.

Подобный вывод можно сделать и в отношении других тради­ционных производств (хлопкопрядения и хлопкоткачества, произ­водства металлоизделий, посуды, гончарно-керамических изделий и т.д.). Частный капитал пока не спешил делать крупные инвести­ции в модернизацию традиционных отраслей или освоение новых, а предпочитал извлекать выгоды из привычных торговых или фи­нансовых операций.

Между тем с первых лет Мэйдзи быстрыми темпами развива­лась японская внешняя торговля: в 1868 г. ее объем составил 26 млн. иен, в 1873 г. — 50 млн. иен, а в 1881 г. — 62 млн. иен. При этом импорт постоянно превышал экспорт, и отрицательное саль­до платежного баланса за 1868-1881 гг. составило около 80 млн. иен.

Структура внешней торговли была типичной для страны, толь­ко лишь поистѵпившей к модернизации экономики. Основу им­

Глава 2. Мэйдзииские преобразования

47

порта составляли промышленные товары, прежде всего дешевый текстиль и инвестиционные товары (станки и оборудование, суда, железнодорожное оборудование, металлоизделия), а также неко­торые виды вооружений. Господствующие позиции в торговле с Японией занимала Великобритания (на ее долю приходилась поч­ти половина японского импорта). Основу экспорта составляли сы­рьевые товары, прежде всего шелк-сырец и чай, а что касается промышленных изделий, то сбыт находили лишь некоторые экзо­тические виды продукции традиционных японских ремесел (вее­ра, фарфор, японская бумага, изделия из лака и бронзы). При чтом, поскольку из-за долгой изоляции страны у японцев не было необходимых знаний и опыта работы на мировых рынках, долгое ііремя после открытия страны ее внешняя торговля осуществля­лась через иностранных торговых агентов.

Реформа образования

В Японии конца эпохи Токугава уровень просвещения был ііесьма высок даже в сравнении с европейскими странами. При­мерно половина мужчин и около 15% женщин получали система­тическое образование, причем оно было доступно представителям іісех сословий. Существовали школы для самураев, для торговцев и для простого люда. Сохранившиеся дневники и переписанные от руки книги, содержащие различные сведения по ведению сель­ского хозяйства, говорят о довольно широком распространении грамотности среди крестьян.

Содержание образования сводилось к изучению классических конфуцианских книг и основ математики. Важное место уделялось моральному воспитанию. Однако такое традиционное обучение уже не соответствовало требованиям времени. Это понимало еще и правительство сёгуната. С 1862 г. оно начало отправлять моло­дежь и государственных чиновников для обучения за границу, приглашать иностранных преподавателей и выписывать необхо димую литературу.

После реставрации этот процесс приобрел лавинообразный характер. Число командированных за границу было столь велико, что среди государственных чиновников стало популярным шутить но поводу зарубежных поездок, как о новом «паломничестве в ве­ликие храмы Исэ».

Согласно специальным правилам обучения за рубежом срок обучения определялся в пять лет. Каждый стажер получал еже­годную стипендию в размере 600-700 долл. за счет пославшего

48