Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 3. Япония на пути военных авантюр

следству» и российско-японских) отношений. До сих пор в Япо­нии можно услышать обвинения в адрес СССР в вероломстве, в нарушении обязательств, взятых на себя по советско-японскому пакту о нейтралитете, в то время как Япония, со своей стороны, эти обязательства выполняла.

Безусловно, под претензиями в адрес Советского Союза есть формальные основания. Советское правительство имело право расторгнуть советско-японский пакт о нейтралитете и сделало это в полном соответствии с буквой этого документа. Однако оно бы­ло обязано в течение года после этого придерживаться его усло­вий, а война Японии была объявлена уже через 5 месяцев.

В последующие годы в оправдание решения о вступлении в войну против Японии в СССР приводились разные соображения: намерения Японии самой нарушить пакт и напасть на СССР, мно­гочисленные инциденты с советскими судами в Тихом океане по вине японской стороны, тесное партнерство Японии с гитлеров­ской Германией и т.п. Все это правда, и все это не меняет того факта, что первым условия советско-японского пакта о нейтрали­тете нарушил Советский Союз.

Вместе с тем, не следует давать оценку действиям советского правительства без учета исторического контекста советско-япон­ских отношений в первой половине 40-х годов. В соперничестве с максимальными ставками, развернувшемся тогда на мировой аре­не, любой договор воспринимался его участниками как эпизод борьбы, а не как моральное обязательство. В условиях, когда це­лью государственной политики было полное уничтожение против­ника, действовал принцип «победителей не судят». И Япония, и Советский Союз были готовы нарушить пакт о нейтралитете при благоприятных обстоятельствах. Япония так и не дождалась удоб­ного момента, а СССР пошел на это, исходя из сложившейся в 1945 г. международной обстановки. _ Утром 9 августа состоялось экстрен-

орь а вокруг уело- ое заседание высшего совета по ру-вии капитуляции ководству войной. Открывая его, пре-

мьер-министр Судзуки заявил, что атомная бомбардировка и вступ­ление в войну СССР привели его к заключению, что не осталось ничего другого, кроме как принять условия Потсдамской декла­рации и прекратить военных действия.

В ходе обсуждения выявились два противоположных мнения. Одна группа (министр иностранных дел Того и военно-морской министр Ёнаи) предлагала принять Потсдамскую декларацию при условии, что это не изменит «законного статуса» императора.

Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)

338

Другая группа (военный министр Анами и начальники генераль­ных штабов армии и флота Умэдзу и Тоё'да) настаивали на том, чтобы принять Потсдамскую декларацию, только если союзные державы пообещают сохранить японскую монархию, предоста­вить Японии право разоружиться самостоятельно, позволить япон­цам самим наказать военных преступников, а также откажутся от продолжительной оккупации Японии и не введут свои войска в Токио.

Длительные споры не привели представителей обеих группировок к единому мнению. На их позиции не повлияло даже полученное во время заседания сообщение о второй атом­ной бомбардировке. Стороны сошлись лишь в одном: в признании необходи­мости во что бы то ни стало сохранить монархию.

В тот же день состоялось чрезвы­чайное заседание кабинета минист­ров. На нем вновь развернулись оже­сточенные споры: выступили Того, Анами, Ёнаи, Тоёда и др. Значитель­ное место на заседании заняло обсуж­дение экономической ситуации. Ми­нистр земледелия и торговли заявил, что следует ожидать голода, а министр путей сообщения и связи выразил сомнение, что удаст­ся сохранить морское сообщение с Кореей и Маньчжурией.

При голосовании за капитуляцию при условии сохранения мо­нархии проголосовали 9 чел., 5 членов кабинета воздержались. Поскольку примирить точки зрения двух основных группировок не удалось, Судзуки обратился к Хирохито с просьбой созвать императорское совещание.

Оно началось около полуночи 9 августа в дворцовом бомбо­убежище. Вначале был зачитан полный текст Потсдамской декла­рации. Затем обе группировки изложили свои позиции, причем Анами призвал «вести войну до последней возможности», «даже если вся нация погибнет».

Поскольку голоса вновь разделились, заседание было прерва­но и возобновлено в 2 часа ночи 10 августа. После новых дебатов Судзуки попросил Хирохито высказать его точку зрения. Импера­тор присоединился к предложению Того, после чего Судзуки кон­статировал принятие решения о прекращении войны. Сразѵ же

339