Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Часть 1. Рождение новой Японии

Чтобы заплатить подати, крестьяне были вынуждены обра­щаться к ростовщикам; соответственно, увеличивалась их задол­женность. Сосредоточив в своих руках огромные денежные сред­ства, ростовщики, несмотря на формальные запреты, постепенно скупали землю за долги. В деревне появилось очень много беззе­мельных крестьян и арендаторов. В то же время богатые крестья­не наряду с сельским хозяйством все больше занимались торгов­лей, ростовщичеством и предпринимательством.

Роль ростовщиков становилась все более заметной как в де­ревне, так и в городе. Растущая финансовая мощь торговцев и ростовщиков реально выдвигала их на одно из первых мест в об­ществе. Неформальным признанием этого факта было слияние торгово-финансовых домов с семьями феодалов через браки и ин­ститут усыновления.

Дайме часто приходилось занимать деньги у торговцев в счет будущих доходов, и постепенно среди последних выделился слой, чьей основной сферой деятельности стало предоставление займов даймё и проведение финансовых расчетов между различными районами. Основные финансово-торговые дома имели сеть отде­лений по всей стране, и обычным явлением стало использование таких финансовых инструментов, как векселя и долговые обяза­тельства.

Успешно занимаясь предпринимательской деятельностью, торговцы способствовали появлению нового класса капиталистов (например, дома Мицуи, Сибусава, Сумитомо). Уже к началу XIX века существовало немало крупных мануфактур (с числом заня­тых до 100 чел.) в шелкоткацкой, хлопчатобумажной и льняной отраслях. Они были широко распространены в винокурении, а также в железоделательном и гончарном производстве, в добыче золота, серебра и меди. В первой половине XIX в. было создано несколько крупных оружейных мануфактур, принадлежавших даймё.

В 1853 г. насчитывалось 309 мануфактур, треть которых была создана за предыдущие 30 лет. Это вело к дальнейшему расшире­нию товарно-денежных отношений и развитию внутреннего рын­ка. Оставалось сделать лишь несколько шагов для перехода к ка­питалистическому ведению хозяйства, но тормозом на этом пути были феодальные отношения. Кризис политической Политическая система сёгуната (бе-системы сёгуната куфу) имела сложную структуру. Воз­главлял ее дом Токугава, совокупные земельные владения которого занимали почти 1 /4 территории

Глава 1. Реставрация Мэйдзи и гражданская война

9

страны. Остальные земли были поделены между крупными фео­далами (даймё), относившимися ко двум категориям: фудай-даймё, которые пользовались особым покровительством бакуфу, поскольку в период борьбы за власть на рубеже ХѴІ-ХѴІІ вв. под­держали дом Токугава, и тодзама-даймё, присоединившимся к победителям позднее. Последние не принимали участия в управ­лении государством, но обладали автономией в пределах своих княжеств (хан).

К тодзама-дайме относились феодалы Мори из княжества Тёсю (юго-запад о-ва Хонсю), Симадзу из Сацума (о-в Кюсю), Яманоути из Тоса (о-в Сикоку), Маэда из Kara (побережье Япон­ского моря, о-в Хонсю), которые сыграли важную роль в после­дующих событиях. Их княжества были наиболее развитыми в стране, поскольку, несмотря на политику изоляции, поддержива­ли контакты с зарубежными странами и проявляли интерес к до­стижениям Запада.

Именно в этих княжествах в ходе проведения экономической, политической и военной реформ сложился слой молодых полити­ческих деятелей (главным образом, самураев низших рангов) сыгравших ведущую роль в последующих событиях.

«Открытие» Японии под В начале ХІХ в- в боРьбУ 33 Раз*ел иностранным давлением колоний наряду с европейскими

странами включились США. Их, в частности, заинтересовала Япония, которая представляла собой потенциальный рынок для американских товаров, а ее порты были удобны как перевалочные пункты в торговле с Китаем и могли стать базой американского китобойного флота в северной части Тихого океана.

В 1852 г. правительство США приняло решение направить в Японию эскадру из 12 военных кораблей. В июле 1853 г. она во­шла в залив Урага (ныне Токийский), недалеко от Эдо (Токио). На настоятельные требования японцев удалиться в Нагасаки, куда было дозволено заходить иностранным судам, командующий эс­кадрой М.Перри ответил категорическим отказом. Передав пред­ставителям сегуна личное послание президента М. Филмора, и по­обещав вернуться за ответом, Перри для большей убедительности провел эскадру вдоль берегов залива и отбыл в Китай.

Требования американцев вызвали растерянность в правитель­стве бакуфу. Оно решило запросить мнения всех высокопостав­ленных чиновников и пошло даже на беспрецедентный шаг, обра­тившись за советом к императору и ко всем даймё. Это свидетель­ствовало о неспособности правительства ответственно управлять

10

Чисть 1. Рождение новой Японии

страной и послужило толчком к повышению политической актив­ности различных слоев самураев и к развертыванию оживленной дискуссии между сторонниками «открытия» страны и привержен­цами концепции «изгнания варваров» (дзеи). Впрочем и те, и дру­гие были едины в признании абсолютной неготовности Японии противостоять военной силе США. В результате американские требования были приняты.

В конце февраля 1854 г. эскадра Перри прибыла в местечко Канагава (недалеко от Эдо). Там Перри вынудил японцев подпи­сать японо-американский договор о мире и дружбе — первый, от­крывший серию неравноправных, т. н. Ансэйских договоров (по годам Ансэй — 1854-1859 гг.). Основное его содержание своди­лось к следующему. Были открыты порты Симода и Хакодатэ для захода американских кораблей и снабжения их всем необходи­мым; урегулирован порядок обращения с потерпевшими корабле­крушение; американцы получили право вести торговлю; разреша­лось хождение любой иностранной монеты наряду с японской; США получили статус наиболее благоприятствуемой нации.

Канагавский договор послужил образцом для заключения ана­логичных соглашений с другими странами. В октябре 1854 г. был подписан японо-британский, а в январе 1855 г. — японо-русский договор (получивший название «Симодский трактат»). Про­должили серию подобных договоров Голландия (январь 1856 г.), Франция (октябрь 1858 г.) и ряд других государств.

В июле 1858 г. Соединенные Штаты настояли на заключении с Японией торгового договора. Американцы добились открытия но­вых портов, предоставления своим гражданам права постоянного жительства в Симода и Хакодатэ, расширения прав экстеррито­риальности, принятия скользящей шкалы тарифов — от 5 до 35% стоимости товаров. Этот договор лишил Японию таможенного су­веренитета и сделал еще более неравноправными двусторонние отношения.

Аналогичные договоры были подписаны с Голландией, Росси­ей и Великобританией (август 1858 г.), Францией (октябрь 1858 года), Португалией (август 1860 г.). Таким образом Япония вы­шла из состояния изоляции на мировую арену, но не как само­стоятельное государство и равноправный партнер, а как зависи­мая, опутанная неравноправными соглашениями страна. Эти дого­воры открывали японский рынок для иностранных товаров, уста­навливали грабительские таможенные тарифы, вводили невыгод­ный обменный курс валют, закрепляли систему экстерриториаль­ности иностранцев. Из-за отсутствия у японских чиновников опы­