Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 2. Противоречия японской внешней политики

227

брения кабинетом министров проекта соглашения начальник главного морского штаба Катб Хирохару представил императору доклад и одновременно опубликовал заявление, где выражал свое несогласие с этим решением. Его аргументация состояла в том, что правительство отправляло инструкции японским предста­вителям на конференции без согласия главного морского штаба, что являлось «нарушением прерогатив верховного главнокоман­дующего», который «осуществляет высшее командование» (ст. 11 конституции 1889 г.) и «определяет организацию и численность регулярного состава армии и военно-морского флота» (ст.12).

Со своей стороны правительство Хамагути утверждало, что поскольку на Лондонской конференции рассматривались вопросы паритета морских вооружений, то их решение вполне укладыва­лось в прерогативы правительства, и посылка инструкций никак не нарушало прерогатив императора.

В поддержку позиции кабинета выступил член верхней пала­ты парламента, профессор Токийского императорского универси­тета Минобэ Тацукити. Еще в конце периода Мэйдзи он получил скандальную известность, выдвинув концепцию, согласно которой суверенитет принадлежит государству, а император является его «высшим органом». Традиционалисты, считавшие императора пря­мым потомком богов, никак не могли согласиться с определением монарха как «государственного органа», вследствие чего профес­сор подвергся их острым нападкам. Теперь государственно-право­вая дискуссия вновь оживилась, приняв политический характер. Общественное возбуждение было столь велико, что уже после ра­тификации Лондонского соглашения, 14 ноября 1930 г., премьер Хамагути был смертельно ранен террористом-«патриотом». п Несмотря на давление со сторо-

Отход Японии от политики ны военных и р0р ультрана-ограничения вооружении ЦИОналистов, правительство про­должило курс на сокращение вооружений. Немалую роль в этом сыграла поддержка, оказанная правительству последним гэнрб Сайондзи Киммоти.

Тем не менее, на практике курс «сокращения вооружений» вы­лился в политику «реорганизации и перевооружения». Так, не­смотря на то, что сумма военных ассигнований в бюджете 1930 г. по сравнению с предшествующим годом сократилась, ее удельный вес возрос до 28,5%, выведя Японию на ведущие позиции в мире по этому показателю (в 1930 г. доля военные расходов в бюджете составляла: в США — 21%; в Великобритании— 14%; во Фран­ции— 22%; в Италии — 24%). При этом наряду с развитием чис­

227 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии

то военной промышленности заметно интенсифицировался пере­вод мирных отраслей на производство продукции двойного назна­чения. Таким образом, с начала 30-х годов началась перестройка структуры японской экономики в соответствии с требованиями

подготовки к большой войне.

* * *

В 1934 г. при формировании кабинета Окада армия и флот вы­двинули свои политические требования. В частности, военно-мор­ские круги потребовали аннулирования решений Вашингтонской конференции и настаивали на равном с США тоннаже военно-морского флота.

Правительство Окада, хотя и не было согласно с такой зара­нее неприемлемой для других участников переговоров позицией, выдвинуло на подготовительной конференции по сокращению морских вооружений в Лондоне (октябрь 1934 г.) предложение о равенстве своего флота с флотами США и Великобритании. Более того, оно предложило всем странам-участницам встречи анну­лировать Вашингтонские соглашения и, встретив отказ, 29 декаб­ря 1934 г. заявило об одностороннем их расторжении.

Карикатура 1936 г. Слева — японский флот, справа — британский и американский флоты в Тихом океане. «Мы за ограничения на основе равенства», — говорит японский адмирал

Несмотря на выход из Вашингтонского соглашения, Япония приняла участие в конференции по ограничению морских воору­жений в Лондоне в декабре 1935 г. Однако после того как япон­ское предложение о равенстве флотов было отклонено, японская делегация покинула конференцию.

228