Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 1. Подъем и спад либеральных тенденций

205

правительственные гарантии векселя частных финансовых инсти­тутов, нанесших убытки в результате землетрясения (их общая сумма составила около 100 млн. иен). Кроме того, с целью облег­чения восстановительных процессов Промышленный банк и Ипо­течный банк начали выдавать специальные ссуды под весьма низ­кие проценты. Одновременно существенно возросли и прямые го­сударственные расходы — на восстановление экономики, помощь местным органам власти, освоение колоний и т.д., что благотвор­но сказалось и на деятельности частного сектора. В стране начал­ся «восстановительный» бум, продолжавшийся вплоть до «вели-[ кой депрессии» 1929-1932 гг. Правда, в отличие от бума военных f лет он захватил далеко не все отрасли японской экономики, і Этот период был отмечен, прежде всего, дальнейшим ростом текстильной промышленности, сопровождавшимся и важными техническими изменениями. К концу 20-х годов шелкопрядение уже практически полностью было механизировано, и лишь 4% шелковых нитей производилось на ручных прялках. При почти двукратном росте производства за период 1920-1929 гг. количе­ство фабрик сократилось, но при этом число станков, приходя­щееся на одну фабрику, в среднем утроилось. В производстве же шелковых тканей по-прежнему наблюдалось своеобразное разде­ление труда: на тысячах мельчайших предприятий производился шелк для внутреннего рынка, а на относительно крупных механи­зированных фабриках — шелк, направлявшийся на экспорт.

В другой крупнейшей подотрасли текстильной промышленно­сти— хлопкопрядении — в 20-е годы также продолжался бурный рост с тенденцией ко все большей концентрации производства. Производственные мощности за период 1920-1929 гг. возросли в 1,7 раза, при этом в 1929 г. уже более половины хлопковой пряжи производилось семью крупнейшими компаниями. Все возрастав­шая часть продукции приходилась на комбинированные прядиль-но-ткацкие фабрики, и даже мелкие предприятия во все больше стремились сочетать оба этих процесса. Повысилась и степень ме­ханизации производства. К концу 20-х годов не только все круп­ные фабрики были оснащены высокопроизводительными ткацки­ми станками (в среднем на одну фабрику их приходилось более 50), но и на мелких и мельчайших предприятиях ручные ткацкие станки были почти полностью вытеснены механическими.

Растущий спрос населения на европейскую одежду поддержи­вал расширение производства шерстяных тканей. Развитие этой подотрасли, находившейся в руках нескольких крупных компа­ний, шло столь успешно, что к концу 20-х годов иностранные поо­

206 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии

изводители почти полностью были вытеснены с внутреннего рын­ка шерстяных тканей.

В целом же в конце 20-х годов текстильная промышленность все еще оставалась важнейшей отраслью японской экономики — здесь была занята почти 1/4 всех работающих в промышленно­сти, а из общего числа занятых на фабриках (предприятиях с 5 и более работниками) на текстильную промышленность приходи­лась почти половина.

Что касается развития других отраслей промышленности, то там картина была весьма пестрой.

В 20-е годы довольно быстро продолжала развиваться метал­лургическая промышленность — за 1920-1929 гг. производство чугуна возросло в 2,1 раза, а производство стали — в 3,8 раза. Од­нако даже в конце 20-х годов Япония все еще продолжала сильно зависеть от импорта этих продуктов: за счет импорта удовлетво­рялось 30% потребностей страны в стали и 40% потребностей в чугуне. Особенно сильна была зависимость Японии от импорта высококачественных сталей, так как ни доминировавший в отрас­ли государственный комбинат «Явата», ни построенные во время и после войны крупные частные предприятия, несмотря на нало­говые льготы и щедрые правительственные субсидии, были пока не в состоянии наладить их производство. Хотя в конце 20-х годов металлургия была одной из крупнейших отраслей тяжелой про­мышленности, стоимость ее продукции составляла лишь 1/4 от стоимости продукции текстильной промышленности.

В крайне тяжелом положении в 20-е годы оказалось судостро­ение. После войны оно вступило в полосу глубокого кризиса, так как из-за высоких издержек производства оказалось неспособным конкурировать с продукцией западных стран. В 1919-1929 гг. ко­личество занятых в судостроении (на верфях, где строились суда водоизмещением свыше 1000 т) сократилось почти на 2/3, а объ­ем производства — почти в 4 раза.

Значительно более медленными темпами, чем прежде развива­лась горнодобывающая промышленность — за 1919-1929 гг. объ­ем угледобычи возрос лишь на 10% (до 34 млн. т). Хотя часть уг­ля по-прежнему направлялась на экспорт, Япония постепенно превратилась в нетто-импортера угля, поскольку из года в год воз­растал импорт коксующихся углей, необходимых для быстро раз­вивающейся металлургии.

В добыче и производстве меди в эти годы наблюдалась стагна­ция, поскольку себестоимость японской меди оказалась выше, чем добытой на зарубежных рудниках. В результате к концу 20-х