Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 1. Подъем и спад либеральных тенденций

198

В июне 1924 г. представители пар-Законы «о всеобщих тийных кругов взяли своего рода ре-выборах» и «о поддер- ванщ над государственной бюрокра-жании общественного тией Нд выборах по6едила коали. спокойствия» ция «партий-защитниц конститу-

ции» (Сэйюкай, Кэнсэйкай и Какусин курабу), после чего был со­здан коалиционный кабинет во главе с председателем Кэнсэйкай Катб Такааки, зятем главы концерна «Мицубиси» барона Ива-саки. Министром иностранных дел в кабинете стал другой зять Ивасаки — Сидэхара Кидзюро. Это было подтверждением поли­тической роли крупнейших дзайбацу, недаром кабинет Катб на­зывали кабинетом «Мицубиси».

Подъем общественного движения за расширение избиратель­ного права был использован публичными политиками для укреп­ления своего влияния. В 1925 г. правительство Катб Такааки про­вело закон о всеобщем избирательном праве.

Законопроект с поправками тайного совета содержал ряд ог­раничений, препятствовавших участию в выборах значительной части населения. По-прежнему не имели избирательных прав женщины. Возрастной ценз для лиц, пользовавшихся активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным) изби­рательным правом, был определен, соответственно, в 25 и 30 лет. Устанавливался ценз оседлости в 1 год, что существенно ограни­чивало избирательные права рабочих, вынужденных в поисках работы часто менять место жительства, а также крестьян, с этой же целью переезжавших в города. Были лишены права участия в выборах все получавшие частное или общественное пособие, т.е. по существу, все неимущие. Одна из статей избирательного зако­на устанавливала высокий денежный залог (2 тыс. иен) за каждо­го выдвигавшегося кандидата,

Вместе с тем при всех ограничениях новый избирательный за­кон резко увеличил численность избирателей — с 3,2 млн. до 12,5 млн. чел. Поэтому японская общественность рассматривала его как важное демократическое завоевание, как появление легаль­ной возможности воздействовать на курс государственной поли­тики.

Но, осуществив некоторое расширение избирательных прав, правительство Катб параллельно провело закон о поддержании общественного спокойствия, красноречиво прозванный «законом об опасных мыслях». Причем, если введение избирательного за­кона было отсрочено на 3 года (до выборов в 1928 г.), то введение в действие «закона об опасных мыслях» было осуществлено не­

199 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии

медленно, в апреле 1925 г. Закон предусматривал наказание до 10 лет каторжных работ за любые антимонархические и антигосу­дарственные идеи или действия, а также за организацию, участие в организации или подстрекательство к участию в акциях, на­правленных против института частной собственности.

В этом также проявилась двойственность японской политики 20-х годов. Почти одновременное принятие закона о всеобщих вы­борах и закона о поддержании общественного спокойствия озна­чало сочетание призыва к общественной консолидации на новой, демократической основе и угрозы репрессиями тем, кто не от­кликнется на этот призыв. Скандал с Фор- После смерти в начале 1926 г. Катб Така-мозским банком аки председателем партии Кэнсэйкай и премьер-министром стал Вакацуки Рэй-дзирб. Таким образом, пребывание у власти Кэнсэйкай продолжи­лось. Это не устраивало другую крупную партию — Сэйюкай, — лидеры которой стали искать возможность спровоцировать поли­тический кризис и заставить правительство уйти в отставку. Удобный случай для этого представился приблизительно через год.

Весной 1927 г. в Японии разразился финансовый кризис. Мно­гие банки, особенно мелкие, оказались в кризисном положении. Начались многочисленные банкротства.

Одним из самых громких дел было банкротство крупной фир­мы «Судзуки», чьи векселя держал полуправительственный Фор­мозский банк. Сразу после «великого землетрясения» 1923 г. пра­вительство Ямамото дало директиву Банку Японии предоставлять кредиты фирмам для проведения восстановительных работ. На этом основании Формозский банк передал векселя фирмы «Суд­зуки» Банку Японии, который весной 1927 г. в связи с общей кри­зисной финансовой ситуацией потребовал их оплаты. Тогда же выяснилось, что кредит был незаконен — фирма не имела отноше­ния к восстановительным работам, связанным с землетрясением.

Для выхода из сложившейся ситуации правительство предло­жило Банку Японии выпустить экстраординарный заем с государ­ственной гарантией на сумму 200 млн. иен. Проект императорско­го указа на этот счет должен был получить одобрение тайного со­вета. Однако ряд членов совета уже давно выражал недовольство «излишне либеральной» политикой кабинета Вакацуки и восполь­зовался случаем, чтобы вызвать правительственный кризис, отка­завшись утвердить проект указа. В результате 17 апреля 1927 г. правительство Вакацуки ушло в отставку.