Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 1. Подъем и спад либеральных тенденций

195

системы, когда интересы крупнейших концернов были непосред­ственно представлены в органах исполнительной власти.

Следствием этого была непоследовательность во внедрении демократических норм и процедур в японскую политическую практику. С одной, стороны, проявилась тенденция к расширению участия населения в политическом процессе, с другой — все кар­динальные вопросы государственной политики решались в резуль­тате закулисной борьбы между влиятельными группировками внутри японских правящих кругов.

Либеральные политические тенденции 20-х годов еще не были укоренены в структуре японского общества. Поэтому все они бы­стро разрушились под воздействием внешних обстоятельств: ми­рового экономического кризиса, вызвавшего коллапс фритредер­ства, победы в Японии линии на создание самодостаточной сферы колониальной экономики, усиления имперской идеологии и, как следствие, потери интереса японских правящих кругов к либе­ральным идеям и демократическим институтам.

Глава 1

ПОДЪЕМ И СПАД ЛИБЕРАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ (1919-1930)

Тенденции внутриполитического развития в 20-е годы

Первая мировая война была для японского капитализма, осо­бенно для крупных компаний, временем откровенной наживы, спекулятивных махинаций, формирования слоя нуворишей, де­лавших состояния на дивидендах в 50-60 и более процентов.

Важнейшим следствием обогащения японской буржуазии ста­ла тенденция к усилению ее политических позиций, к политиче­ской активизации монополистического капитала, требовавшего политического влияния, адекватного его экономической мощи.

После беспорядков в августе 1918 г. «Партийный каби- («рисовых бунтов») находившийся у нет» Хара Такаси власти кабинет Тэраути Масатакэ вы­нужден был уйти в отставку. Военно-бюрократические круги предполагали разрешить кризисную си­туацию, вновь предложив пост премьера Сайондзи Киммоти. Од­нако тот твердо отказался от предложения и выдвинул в качестве кандидата в премьеры Хара Такаси (Кэй, Сатоси) — лидера пар­тии Сэйюкай. Настойчивость Сайондзи заставила гэнро, прежде

196 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии

всего Ямагата, уступить. В результате после 20-летнего перерыва в Японии к власти пришло «партийное» правительство, которое возглавил не бюрократ, а человек, представлявший политическую партию и пришедший к власти как ее представитель.

Появление «партийного» правительства и репутация либера­ла, которой пользовался новый премьер-министр, вызвали боль­шие ожидания в японском обществе. Однако внутри- и внешне­политический курс «народного премьера», как называли Хара, оказался весьма далек от возлагавшихся на него либеральных на­дежд. Главной отличительной чертой политики кабинета была двойственность, характерная для японской политики на всем про­тяжении 20-х годов.

Прежде всего правительство Хара, рекламировавшееся как «символ укрепления позиций демократических сил в Японии», при некоторых элементах либерализма в его политике в действи­тельности осталось представительством правительственной бюро­кратии. На практике оно продолжило политику империалистиче­ской агрессии, колониальной экспансии и подавления демократи­ческого движения внутри страны. Единственным существенным отличием стала его более откровенная ориентация на интересы монополистического капитала.

Приход к власти Хара по существу означал появление прямо­го представительства монополистов в правительстве. Сам «народ­ный премьер» был тесно связан с концерном «Фурукава». Ми­нистр финансов Такахаси Корэкиё также представлял финансо­вые круги, в том числе непосредственно интересы концерна «Ясу­да». Помещичьи слои выдвинули агрария Токонома на должность министра внутренних дел, а военные круги — генерала Танака Ги-ити на пост военного министра.

Правда, правительство Хара пошло на определенные уступки развивавшейся и захватывавшей все более широкие сферы жизни демократизации японского общества. Оно ослабило жесткие ог­раничения свободы слова и печати, разрешило устные и печатные дискуссии о демократии и собрания, на которых обсуждались проблемы общественного развития и даже выдвигались требова­ния законодательно утвердить политические и экономические права трудящихся.

Кроме того правительство Хара пошло навстречу требованиям движения за расширение избирательного права. В 1919 г. кабинет предложил закон о более, чем троекратном (с 10 до 3 иен) сни­жении имущественного ценза для участия в выборах, основывав­шегося на размере уплаты прямых налогов. Это, конечно, был шаг