Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 2. От бюрократических к «партийным» кабинетам 182

ствие недальновидной политики кабинета. Хотя резолюция с вы­ражением недоверия не была принята, правительство оказалось в неустойчивой ситуации, еще более осложнившейся несколько ме­сяцев спустя.

В июне 1915 г. Окума удалось выполнить обещания, данные военным — был утвержден дополнительный бюджет с выделением средств на создание новых дивизий, в результате чего состав японской регулярной армии должен был увеличиться до 21 диви­зии (примерно до 250 тыс. чел.). Но почти сразу же разразился скандал в связи с арестом нескольких депутатов, обвиненных в получении взяток при прохождении законопроекта о новых диви­зиях.

Кабинет Окума оказался на грани скандального ухода, избе­жать которого удалось, лишь отправив в отставку в августе 1915 года трех министров, среди них — министра иностранных дел Ка-то Такааки и министра внутренних дел Оура Канэтакэ.

Удержавшись неимоверными усилиями на поверхности, Оку­ма активизировал деятельность своего кабинета, прежде всего, во внешнеполитической сфере, где он рассчитывал найти средства для разрешения множества внутренних проблем путем организа­ции экономической эксплуатации Китая. Такой курс выглядел привлекательно и для японского монополистического капитала, и для широких кругов буржуазии города и деревни, и для военных. Поэтому кабинет, несмотря на сокрушительную критику в стране и парламенте, оставался у власти вплоть до осени 1916 г.

Несмотря на несомненные дипломатйче-Кабинет Тэраути Ские успехи в и ловкость в парламентской борьбе, Окума как политик подвергался острой критике в самых разных кругах правящего класса. С одной стороны, недовольство выражали торгово-промышленные круги, которые в краткосрочной перспективе несли большой урон от со­кращения товарообмена с Китаем, вызванного бойкотом там япон­ских товаров. С другой стороны, военным казалось недоста­точным развитие японской экспансии в Китае. При этом явное усиление в стране позиций военных кругов после вступления Япо­нии в первую мировую войну давало им надежды вновь открыто прийти к власти.

Эти надежды помог реализовать гэнро Ямагата Аритомо, от­крыто пренебрегший рекомендацией Окума, который, уходя в от­ставку в октябре 1916 г., представил в качестве кандидата на пост премьера Като Такааки. При поддержке Ямагата премьером стал выходец из клана Тёсю маршал Тэраути Масатакэ.

182 Часть 1. Утверждение Японии в роли великой державы

Основой деятельности нового кабинета стало всемерное рас­ширение военной экспансии в Китае. Социально-политическая об­становка в этой стране и, прежде всего, усиление междоусобной борьбы в провинциях, создавали благоприятную обстановку для реализации планов японских военных.

На этом пути правительство Тэраути достигло определенных внешнеполитических успехов. Однако во внутренней политике пребывание у власти этого кабинета было отмечено самыми круп­ными беспорядками, случившимися в Японии в XX веке. Едва не переросшие в общенародное восстание, они получили название «рисовых бунтов».

«Рисовые бунты» 117 г- в Японии случился неурожай ри­са. В городах, население которых сильно увеличилось за годы войны, начал ощущаться недостаток продо­вольствия. Предвидя резкое повышение цен, спекулянты начали активно скупать рис. Положение усугубилось тем, что одновре­менно правительство Тэраути ввело пошлины на его импорт.

В результате цены на рис стали быстро расти. Перед войной 1 сё (1,5 кг) очищенного риса стоил 15 сэн, в июле 1918 г. — 30-40 сэн, в августе — 50 сэн, а кое-где даже 60 сэн. Такое повышение цен послужило толчком к социальному взрыву среди городской и, частично, сельской бедноты, вынужденной влачить полуголодное существование из-за крайней дороговизны. В августе 1918 г. в Японии вспыхнули «рисовые бунты».

Как это часто бывает, беспорядки начались с ничтожного ин­цидента. 3 августа в рыбацком поселке Нисимидзухаси в префек­туре Тояма жены и дочери рыбаков, находившихся в то время на промысле, собравшись, потребовали от местных властей и от тор­говцев продавать рис только местным жителям и по пониженной цене. Затем между прибывшей полицией и женщинами произош­ла драка, в которой многие женщины были ранены.

На следующий день беспорядки распространились на сосед­ний город, а затем дальше, на другие города и деревни. В итоге они охватили 266 городов, в том числе 49 крупных, и 231 деревню в 42 (из 47) префектурах, и в них приняло активное участие свы­ше 1 млн. чел. Особенно массовые и ожесточенные столкновения, в которых_участвовало по несколько десятков тысяч человек, про­изошли в Осака, Нагоя, Кобэ.

В «рисовые бунты» включились рабочие. Они устраивали за­бастовки, которые переходили в восстания. Особенно яростно они проходили в шахтерских районах. На шахтах Минэдзи и Ми-